Ижевская компания готова “приземлить” в Ульяновске проект с беспилотниками

В Ульяновской области появится Центр беспилотных систем. Интерес к проекту уже проявили производители летательных аппаратов — «Финко» из Ижевска и петербургский «Геоскан». Цель создания организации — структурировать для органов власти полученные с беспилотников данные и расширить практику применения дронов. Эксперты уверены, что это перспективное направление: уже к 2025 году объем рынка БПЛА составит 50 миллиардов рублей. 73online.ru узнал подробности.

Интерес производителей

О создании в регионе Центра беспилотных систем впервые заявили четыре года назад. В декабре 2018-го было подписано соглашение о реализации инновационного проекта между Агентством технологического развития региона и удмуртским ООО «Финко». Предполагалось, что инвестор вложит в проект 300 миллионов рублей и будет заниматься в Ульяновской области разработкой, производством и эксплуатацией перспективных дронов и беспилотных летательных аппаратов с использованием передовых технологий. Серийное производство, к которому хотели привлечь местные компании, планировали запустить в 2020-2021 годах. Но проект по каким-то причинам не пошел.

Теперь группа компаний «Беспилотные системы» (головное предприятие ООО «Финко») снова обратила внимание на регион. Как рассказал генеральный директор Агентства технологического развития Ульяновской области Вадим Павлов, «Беспилотные системы» и ГК «Геоскан» (также один из крупнейших отечественных производителей беспилотников) высказали заинтересованность в проекте создания Центра.

— Они готовы взаимодействовать, сейчас мы обсуждаем формат, как именно компании будут участвовать в проекте. Их интерес связан с тем, что задача нашего Центра — расширение практики использования беспилотников. Мы намерены делиться опытом с другими регионами, а это позволит расширить рынок для производителей БПЛА, — пояснил Павлов.

Он уточнил, что пока конкретных цифр, во сколько обойдется создание ульяновского Центра, нет, но «это не десятки миллионов рублей, потому что фактически в нем будут заняты два-три человека». Если проект будет реализован в партнерстве с производителями, часть расходов они готовы взять на себя. Сейчас стороны обсуждают финансовую модель.

ООО «Финко» (ГК «Беспилотные системы») было зарегистрировано в Ижевске в 2010 году. Руководитель компании Максим Шинкевич; он же вместе с Дмитрием Шаровым является бенефициаром ООО. В 2021 году баланс компании составил 320,1 миллиона рублей (плюс 11,3% к 2020 году), выручка — 463,7 миллиона (плюс 15,4%), чистая прибыль упала на 97,5% — до 241 тысячи рублей.

«Финко» является одним из учредителей Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии», зарегистрированной в подмосковном Жуковском. Как указано на сайте ассоциации, это «способ объединения государства, бизнеса и научного сообщества для модернизации системы воздушных перевозок России на основе внедрения отечественных технологий». ГК «Беспилотные системы» производит линейку беспилотников Supercam (размах крыла до 4,5 метра), а также дополнительное оборудование и ПО для них.

ООО «Геоскан» было зарегистрировано в 2007 году в Санкт-Петербурге. Руководитель компании — Алексей Юрецкий. Единственным бенефициаром ООО является один из учредителей Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных навигационных систем «Аэронекст» Алексей Семенов.

Баланс компании в 2021 году составил 470 миллионов рублей (плюс 24,7% к 2020-му), выручка — 666,2 миллиона (плюс 76,1%), чистая прибыль — 17,6 миллиона (на 145,7% больше). «Геоскан» специализируется на выпуске коммерческих БПЛА двух типов: самолетного и мультироторного.

Запустить и сэкономить

Беспилотные системы применяются сейчас все чаще. Дроны использует региональное минприроды, Ульяновский государственный аграрный университет, ряд силовых структур. Сфера применения беспилотников постепенно выходит за рамки обычных фото- и видеосъемок. В ноябре работу грузового дрона по доставке посылок в Ямало-Ненецком автономном округе продемонстрировала «Почта России».

— БПЛА можно использовать в самых разных отраслях: для обеспечения противопожарной безопасности лесов, соблюдения лицензионных требований со стороны разработчиков карьеров, экологического мониторинга — наблюдения за свалками, для рыбнадзора, проработки кадастровых карт и многого другого. Мы хотим, чтобы Центр аккумулировал данные, которые смогут применять разные органы власти, что минимизирует затраты на съемку. Также стоит задача унифицировать требования по беспилотным технологиям. Пока эту задачу системно не решает ни один регион, — пояснил Вадим Павлов.

Пока в России существуют определенные ограничения в использовании БПЛА, связанные с безопасностью самолетов и других воздушных судов. Федеральный закон №258ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» предполагает особые возможности использования беспилотников на определенных территориях. Ульяновская область будет претендовать на получение этого статуса.

— Мы наблюдаем огромное количество предложений к госсектору по оказанию услуг со стороны рынка беспилотных систем. Но так как на федеральном уровне нет единой концепции и методологии, в регионах фактически отсутствует единый подход к управлению этой отраслью. Поэтому мы решили создать единую точку входа для областных органов власти, предпринимательского, научного и экспертного сообщества в виде регионального Центра беспилотных систем, — пояснил Вадим Павлов.

Задачи Центра — проработка стандартов для формирования госзаказа на применение БПЛА; анализ данных и создание единой межотраслевой базы (для разработки софта планируется привлечь ульяновские IT-компании), подготовка кадров. Сейчас для ульяновских «Точек роста» закупили 200 дронов, однако педагоги не имеют достаточных компетенций, чтобы полноценно обучать детей с ними работать. Также планируется продолжать обучение на операторов БПЛА в авиационном колледже.

— Сейчас мы будем прописывать функционал Центра, схему взаимодействия с отраслями, создадим перечень летательных аппаратов, которые есть в органах власти, чтобы они не лежали мертвым грузом и регион не тратил бы деньги на покупку услуг, с которыми мы можем справиться сами. Более активное использование беспилотников позволит, в том числе, пополнять бюджет — в частности, благодаря надзорным функциям, штрафам за нарушение кадастровых границ или неправильную разработку карьеров, — говорит руководитель Агентства.

Отдельное направление — организации производства беспилотников либо их комплектующих в Ульяновской области. По словам Павлова, «переговоры идут», но пока конкретные компании не называются.

С 12 декабря в «Точке кипения» начнет работать мобильный форум-выставка, на котором обсудят сферы применения беспилотников, сквозные технологий в этой сфере, связь 5G, беспилотники двойного назначения, а также защиту от них. Это часть проекта «Первый беспилотный» от АНО «Платформа НТИ».

Нужные компетенции

Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что направление, связанное с БПЛА, сегодня весьма перспективно.

— В России ощущается очень высокая потребность в организации доставки грузов, в выполнении авиационных работ, особенно в регионах Сибири, Дальнего Востока, в регионах Арктики, а также в других регионах, где плохо развита наземная инфраструктура, низкая плотность населения. В перспективе беспилотные авиационные системы позволят сократить уровень издержек при выполнении перевозок и авиаработ. А это означает, что беспилотники во многом заменят пилотируемые воздушные суда, — считает Пантелеев.

Однако, по его словам, есть важный нюанс: бизнесу, который заказывает те или иные авиаработы, нужны не просто беспилотники. Им нужны сертифицированные воздушные суда, услуги под ключ. Поэтому крупное промышленное производство беспилотников — важное условие развития этого сегмента рынка.

— Компетенции из сферы авиапрома в этом вопросе очень важны. Да, для беспилотников нужна специфичная система управления, там существуют другие требования к системам связи, есть много особенностей. Но любое воздушное судно, и, в том числе, беспилотное, будет эффективно только при условии достижения технического совершенства. Опыт по созданию конструкций из полимерных композиционных материалов в этой связи весьма важен. Опыт создания компактных, легких и высокопроизводительных приборов и систем также необходим. Эти компетенции в вашем регионе отлично развиты. Полагаю, что создание такого центра в Ульяновске своевременно. Не так давно было заявлено о развитии проектов Уральского завода гражданской авиации в Ульяновской области. Как следует из заявлений главы региона, речь идет и о беспилотной тематике, — резюмировал Пантелеев.

Справка 73online

В 2021 году объем российского рынка беспилотных авиационных систем, по данным Ассоциации «Аэронекст», составил менее 1% от мирового — порядка 11 миллиардов рублей. Основные направления использования — добывающие отрасли, строительство, сельское хозяйство и сфера развлечений. С учетом общемировых трендов в ближайший период ожидается стремительный рост применения беспилотников в стране.

По оценкам Skolkovo Ventures, в 2022 году объем рынка услуг, оказываемых с помощью беспилотников, составит 22 миллиарда рублей, к 2025 году может достигнуть 50 миллиардов рублей, а к 2030 году — уже порядка 120 миллиардов рублей.

Источник: 73online

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *