Испытание с огнем: почему аварийный запуск Starship считают успешным

Первая полностью многоразовая самая большая и мощная ракета в истории человечества Starship, созданная SpaceX, взлетела, но взорвалась на высоте 38 км. Несмотря на аварию, компания заявила, что считает этот испытательный запуск успешным. Илон Маск ранее говорил, что победой будет считаться всё, что не приведет к взрыву стартовой площадки. Специалисты подтвердили «Известиям», что ракета сочетает в себе огромную мощь и инновационные технологии, поэтому факт ее благополучного взлета можно считать успехом.

Подстелили солому

Компания Илона Маска 20 апреля провела запуск космической системы Starship. Ракета Super Heavy с кораблем успешно стартовали с космодрома, но через 3 минуты они взорвались, перед этим начав вращаться. В прямой трансляции, которую проводила SpaceX, это назвали «неконтролируемым рассоединением».

— Причиной аварии могло стать всё что угодно, — заявил эксперт в космической отрасли Александр Железняков. — По первым сообщениям, возникли проблемы при разделении первой и второй ступени, то есть самого носителя и корабля Starship. В чем именно они заключались, пока непонятно. Как в любой аварии, лучше не спешить с предположениями и дождаться обработки телеметрической информации. Тем не менее запуск состоялся, и это уже успех для Илона Маска, на большее он и не рассчитывал.

Изначально запуск планировалось провести 17 апреля, однако он был отложен «из-за технической неисправности». Как сообщил Илон Маск, проблема была в одном из клапанов. Руководитель SpaceX еще до этого дня призывал всех, кто следит за приготовлениями к запуску, умерить свои ожидания, так как не исключал технических затруднений на старте.

По плану первая ступень должна была отделиться на третьей минуте полета и приводниться в Мексиканском заливе, а вторая ступень — в Тихом океане около Гавайев. Несмотря на аварию, компания SpaceX заявила, что считает этот испытательный запуск успешным. По словам Илона Маска накануне, всё, что не привело бы к взрыву стартовой площадки, можно считать победой.

— Стартовый комплекс обычно во много раз дороже самой ракеты космического назначения, — пояснил доцент кафедры стартовых ракетных комплексов МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимир Игрицкий. — Конкретно этот блок первой ступени Super Heavy нагружен рекордно большими запасами топлива и мог взорваться примерно вдвое сильнее, чем советская сверхтяжелая лунная ракета Н-1. Всего лишь раза в полтора до взрыва в Хиросиме недотянул бы, если бы неудачно рухнул после старта.

Более того, эксперт пришел к выводу, что площадка создана специально упрощенной, из чего можно сделать вывод, что конструкторы ракеты считали вероятность аварии на данном этапе достаточно высокой.

Преодолеть барьер

Данное испытание — первое за почти полтора года. Полностью многоразовая самая большая и мощная ракета в истории человечества Starship была установлена в штате США Техас на стартовом столе полигона SpaceX. Она состоит из двух частей: первая ступень Super Heavy с 33 метановыми двигателями Raptor, вторая — ракета и одновременно космический аппарат Starship. По высоте она сравнима с многоэтажным домом и возвышается над землей на 120 м при диаметре 9 м.

Особенность ракеты состоит в том, что ее тяга в два раза превышает мощность любого когда-либо построенного космического корабля. Общая расчетная грузоподъемность — 150 т на низкую орбиту. Именно такая ракета должна будет везти астронавтов на Луну, согласно планам NASA, и, возможно, на Марс, как об этом мечтает Илон Маск.

— Она сочетает в себе инновационные технологии и огромную мощность — неудивительно, что Илон Маск стремился свести к минимуму вероятность неудачи, пусть и отменяя запуски, — сообщил член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Последней ракетой с большим количеством двигателей (на первой ступени их было 30) была советская Н-1. Ее не удалось успешно запустить именно по этой причине — в таком случае трудно синхронизировать работу двигателей и устранять возникающие вибрации.

Впрочем, для советской ракеты применялись аналоговые системы управления, которые работали очень медленно по сравнению с цифровой, используемой сейчас в Starship.

— Маск отработал данную систему при запуске Falcon Heavy с 27 двигателями в 2018 году, преодолев этот барьер, — пояснил Андрей Ионин. — Он доказал, что множество двигателей могут одновременно успешно работать. Кстати, проблема с ними на первых секундах довольно частая. Как и с самолетом, для ракеты самые опасные моменты — это взлет и посадка. На самом деле руководитель SpaceX действует довольно последовательно и логично, каждым своим шагом решая вопросы для будущих задач.

Начать с малого

Первый полет должен был быть суборбитальным. Согласно плану, ракета должна была подняться на высоту 235 км, через 2 минуты 52 секунды после запуска произвести разделение ступеней.

— Программа летных испытаний всегда проходит поэтапно, — рассказал Андрей Ионин. — Сейчас в SpaceX посчитали, что все нужные наземные испытания пройдены, пора выходить в космос. Ничего необычного в этом решении нет. Но, на мой взгляд, Starship и Super Heavy — это ракета 2.0. До нее со времен Сергея Королева и Вернера фон Брауна (один из основоположников современного ракетостроения) не было создано ничего принципиально нового.

Эксперт пояснил, что применяемые сейчас ракетные двигатели имеют два, максимум три режима работы — полная тяга, примерно половина от максимальной мощности и ноль. Разумеется, это ограничивало возможности управления свойствами агрегата. Однако тягой двигателей Raptor 2 благодаря их конструкции можно управлять плавно, словно педалью газа у обычной машины. Это дает принципиально новые возможности для составления схемы полета.

— Еще одна особенность нового инженерного подхода заключается в том, что у ракеты Starship обе ступени способны садиться «на хвост», — добавил генеральный директор АО «Аэрокосмическая корпорация «Новый космос» (участник рынка «Аэронет» Национальной технологической инициативы) Антон Алексеев. — Планируется, что благодаря Starship можно будет доставить человека на Луну по программе NASA Artemis (ведомство уже заключило со SpaceX контракты на использование Starship). То есть предназначение ракеты — доставка грузов и людей на низкую околоземную, солнечно-синхронную и геопереходную орбиты. А успех изделия определит будущее для межпланетных полетов на Луну и Марс.

Однако, как отметил Андрей Ионин, создание ракеты для таких полетов — лишь одна из немногих проблем. Гораздо сложнее и важнее будет решить задачи по организации процесса освоения этих объектов, к которым Илон Маск пока даже не приступал.

Источник: Известия

Автор: Mariam