Немецкий Greenpeace обвинил Shein в небрежном отношении к здоровью покупателей и сотрудников на производстве. Экологи обнаружили в детском платье от популярного китайского бренда превышение уровня формальдегидов, а в обуви — фталатов. И то и другое в организации сочли угрозой для здоровья покупателей. «Красивое платье, правда, до стирки пахло пластмассой, и кожу немного окрасило», — делятся покупатели впечатлениями о приобретенных на сайтах китайских продавцов товарах, и отзывы такого рода не редкость.
Дешевая и некачественная одежда — одна из причин кожной аллергии, отмечает дерматолог телемедицинского сервиса «Доктис» Елена Комиссарова:
Елена Комиссаровадерматолог телемедицинского сервиса «Доктис»«Были у меня такие, у кого были аллергические контактные дерматиты, — узкие брюки либо какая-то кофта с горлышком или узкие рукава. Естественно, это все чешется, возникает вторичная инфекция, появляются корки. Даже если этот аллерген нетоксичен и не все люди восприимчивы, кожа у всех разная, кожный барьер у всех разный. Новая одежда бывает такая, что красит кожу. Такие пациенты повторно, как правило, не возвращались. Они либо эту одежду выбрасывают, потому что эта одежда какая-то очень супербюджетная, либо как-то обрабатывают, простирывают. А возникать реакция может по большей части из-за красителей, которыми окрашивают эту одежду. Чтобы раздражение само прошло — крайне маловероятно, если человек продолжает это носить».
Концепция Shein вызвала вопросы не только у экологов. В дни распродаж «черной пятницы» бунтовали экоактивисты — в Париже разбрасывали тысячи килограммов старой одежды, чтобы привлечь внимание к чрезмерному потреблению, и призывали не покупать новое за дешево, а носить то, что уже есть. А в австралийском Мельбурне активисты голышом прошлись по торговому центру, скандируя «Мы голые, мы грубые, быстрая мода всех нас убьет».
«Быстрая мода» означает, что бренд почти ежедневно выпускает тысячи недорогих вещей, нередко копируя коллекции люксовых производителей. Причем, по данным Greenpeace, из-за токсичного химического состава не всегда эту одежду можно будет сдать в переработку.
Сейчас Shein активно покупают в Европе. Да и вообще компания не последняя на рынке фэшн, стоимость Shein оценивают в 100 млрд долларов. В США за первые три месяца этого года на его долю пришлась почти треть продаж одежды — это больше, чем у H&M и Zara, вместе взятых.
Повлияет ли новое исследование на судьбу фаст-фэшн-брендов? Комментирует основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексей Баженов.
Алексей Баженовоснователь Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ)«Сама идея фаст-фэшн в том, что выпускается небольшая коллекция и, исходя из реакций публики, быстро допроизводятся большие партии. Поэтому сама модель фаст-фэшн теоретически даже уменьшает объем тех партий, которые не нужны. Не обязательно должно быть такое, что это дешевая, химическая, синтетическая одежда некачественных производителей. Просто мы сейчас сталкиваемся с тем, что в эту модель заходят много китайских недорогих производителей, система контроля у них недостаточно развита, но я думаю, что европейцы будут более внимательно следить, и дойдет до того, что Shein изменит политику, потому что терять этот рынок он не захочет. В Европе ввели уже и будут вводить дальше «зеленый налог». Те компании, которые производят не по экологическому стандарту, а по низкому, будут платить налог за ввоз товара».
Данные от немецкого Greenpeace, конечно, не пройдут бесследно — «зеленая» повестка и экоактивисты в Европе чутко реагируют на токсичное производство. Но быструю моду это вряд ли замедлит, считают эксперты. Слишком уж перспективна сама идея бренда, который шьет одежду не под диктовку дизайнеров первого эшелона, а под запрос своего клиента.
Источник: Business FM