Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз – Антей» создаст единую систему обслуживания и управления дронами, которая позволит интегрировать их в общее воздушное пространство. Разработку системы предприятию заказало ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД, единая структура по аэронавигационному обслуживанию в России). Исполнитель должен выполнить работу до 15 декабря 2025 г. за 862 млн руб., говорится в документации, опубликованной на портале госзакупок.
Первоначально к системе будут подключены главный центр ОрВД в Москве и филиалы на Дальнем Востоке (Хабаровск) и в Сибири (Красноярск). Без инфраструктуры беспилотники летают, но об их полетах на деле никто не знает, объясняет директор компании «Летающие грузовики» Антон Блик.
Существуют локальные системы управления, которые функционируют по своим правилам, что создает хаос в воздушном пространстве, говорит он. По правилам сейчас все полеты должны согласовываться через Росавиацию и ГК по ОрВД в индивидуальном порядке, что занимает время и лишает эксплуатантов и заказчиков возможности коммерциализировать полеты. Именно поэтому инфраструктура от ГК по ОрВД критически нужна для стандартизации движения БПЛА, отметил Блик.
Сейчас ГК по ОрВД точечно выдает разрешения на полеты, не существует единой упорядоченной системы, подтверждает коммерческий директор компании «Лаборатория будущего», эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Павел Камнев.
По факту авиационные власти видят конкретный зарегистрированный борт, но наблюдению мешает большое количество сторонней информации. Для массового применения дронов необходима комплексная инфраструктура, центром которой является цифровая система, упорядочивающая беспилотный авиатрафик и обеспечивающая безопасность операций в воздухе, говорит представитель НИЦ «Аэроскрипт» (участник НТИ «Аэронет»).
В России уже четыре года функционирует цифровая платформа информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов (БВС) «Небосвод», которая взаимодействует с антидрон-системами, напоминает собеседник. В «Небосвод» уже интегрированы беспилотники ведущих производителей, работает модуль предупреждения конфликтов в воздухе и удаленная идентификация трекеров, транспондеров и ответчиков. По сути, «Аэроскрипт» поэтапно создает технологии предупреждения конфликтов в воздухе, сначала научив БВС избегать конфликтов между собой, а далее – научив их избегать конфликтов с пилотируемыми бортами.
Источник: Ведомости