Почему именно сейчас нужно усиленно заняться разработкой отечественных беспилотных технологий для автомобилей? Чтобы к 2030 году российские автомобили в технологическом плане не отстали на пару поколений от западных, считает Тимур Идиатуллов, заведующий лабораторией интеллектуальной робототехники и интернета вещей, доцент кафедры «СМАРТ-технологии» Мосполитеха, эксперт технологического конкурса НТИ Up Great «Зимний город». Тимур Идиатуллов рассказал, какие направления в этой сфере требуют внимания в первую очередь:
«Многие европейские компании, в первую очередь в автомобильной отрасли, ограничили сотрудничество с российскими предприятиями — и это сильно затрудняет выпуск и разработку новых, современных моделей транспортных средств. Для организации производства машин внутри страны необходимо преодолеть дефицит в области разработки и производства электронных комплектующих. В большинстве случаев именно электроника составляет существенную часть стоимости автомобилей, в части нелокализованных компонентов.
Сейчас обозначается тенденция централизации электронных модулей автомобиля в единую вычислительную систему, выполняющую практически все функции — от контроля положения фар до «рисования» виртуальной панели приборов. И, помимо прочего, эти системы изначально проектируются с поддержкой функций беспилотного движения. Например, такую функциональность планирует реализовать в своих автомобилях компания Renault в партнерстве с процессорным гигантом Qualcomm (в рамках работ по внедрению «цифрового шасси» Snapdragon Digital Chassis). Аналогичную функциональность реализует компания Tesla в системе управления автомобилем на базе процессора FSD собственной разработки.
Учитывая имеющиеся заделы российских разработчиков в области беспилотного транспорта, необходимо сосредоточиться на создании интегрированных систем, реализующих функции как управления подсистемами автомобиля, так и систем помощи водителю разного уровня, вплоть до способности к полностью автономному движению.
Реализация подобного подхода позволит получить интегрированные решения российских разработчиков, обеспечивающие, помимо прочего, повышение уровня безопасности дорожного движения, экономию топлива на магистральных маршрутах и мониторинг эксплуатации транспортных средств.
Современный цикл развития какой-либо технологии — от создания работающего прототипа до выхода на рынок — составляет приблизительно пять лет, и те же четыре-пять лет длится период смены поколений технологий. Эта тенденция указывает на то, что руководству страны необходимо обратить пристальное внимание на развитие наукоёмких отраслей, которые обеспечили бы технологическую независимость России к 2030 году.
Внимание к реализации беспилотных технологий и автомобильной электроники даст толчок к развитию смежных наукоемких направлений, а также стимулирует образовательную и научную деятельность в стране».