Дорожные заботы

Технологию, которая позволит отслеживать малейшие сдвиги и изменения в расположении элементов инфраструктуры высокоскоростной железнодорожной магистрали, разработали в Российском университете транспорта. Авторы надеются, что ее применят при строительстве и мониторинге работы ВСМ-1 – нового пути, который свяжет Москву и Санкт-Петербург и позволит с 2028 года преодолевать расстояние между ними примерно за два часа.

В РЖД “Известиям” сообщили, что пока решение об использовании технологии не принималось, но в компании рассматривают все инновационные предложения. О том, как разработка поможет в строительстве железнодорожных путей, что в ней нового и где помимо ВСМ-1 можно ее применить, – в материале “Известий”.

В России создали технологию, которая позволит выявлять любое минимальное отклонение в координатах объектов железнодорожной инфраструктуры – в том числе на больших расстояниях. Она разработана в Передовой инженерной школе (ПИШ) “Академия ВСМ” Российского университета транспорта (МИИТ) и представлена на научно-техническом совете ОАО “РЖД”.

Авторы уверены, что ее возможно использовать в ближайшее время в ходе строительства и последующей эксплуатации ВСМ-1 – высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Замдиректора Центра компетенций НТИ “Технологии доверенного взаимодействия” на базе Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники Руслан Пермяков назвал предложенную технологию уникальной, пояснив, что она может обеспечить комплексный подход и учет специфики российской географии, климата, требований к работе для высокоскоростных магистралей.

– Главное здесь – это сочетание спутниковых и инерциальных данных (система отсчета, в которой свободные тела движутся прямолинейно и равномерно. – “Известия” ) для достижения высокой точности координатных измерений в режиме реального времени, – пояснил Руслан Пермяков.

– Инерциальная система компенсирует временные потери или погрешности спутникового сигнала, например при прохождении под мостами, в туннелях или в условиях сильных помех. А спутниковые данные обеспечивают глобальную привязку к единой координатной системе. Ведущий эксперт Центра компетенций Национальной технологической инициативы “Искусственный интеллект” на базе МФТИ Александр Родин полагает, что технология подвижного модуля на основе совокупности данных спутниковой навигации и инерциальных систем сама по себе не нова.

– Но она очень своевременная в условиях, когда в России наконец приступили к строительству первой скоростной железнодорожной магистрали, – сказал он. На мировом рынке есть компании, выпускающие аналогичные решения для высокоточных геодезических работ и мониторинга строительных объектов, отметил Руслан Пермяков.

– Каждая из этих систем ориентирована либо на геодезическую съемку, либо на контроль состояния рельсовых нитей в относительном формате, – рассказал он. Использование координатных систем для построения цифрового двойника железнодорожной инфраструктуры обеспечит независимость системы мониторинга от зарубежных аналогов, полагает руководитель направления технологического консалтинга ЦК НТИ по большим данным на базе МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Архипов.

По его словам, зарубежные железнодорожные компании активно используют сочетание спутниковых данных и технологию информационного моделирования для мониторинга состояния объектов железнодорожной инфраструктуры. Наиболее близкими аналогами к новой российской разработке он назвал системы ArcGIS GeoBIM (оператор Network Rail), Sensors4Rail (компания Deutsche Bahn) и Railway GIS (компания Japan Railways).

Источник: Известия

Автор: Danil Serbin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *