Доля рынка российских гражданских беспилотников вырастет втрое за шесть лет

Доля отечественных беспилотников на российском рынке должна вырасти с 24% в 2023 г. до 70% до 2030 г., а в госзакупках аналогичный показатель должен увеличиться с 23 до 80%. О таких планах по развитию отрасли рассказал замминистра промышленности и торговли Василий Шпак 21 апреля 2023 г. на стратегической сессии по развитию беспилотной авиации в России с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова. Эти показатели прописаны в федеральном проекте «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (БАС)», следует из выступления чиновника.

В презентации Шпака указано, что сейчас доля беспилотников отечественного производства находится на уровне 24%, к 2025 г. она должна вырасти до 55%, а в 2030 г. – до 70%. В госзакупках доля отечественных БАС в настоящий момент составляет 23%, следует из данных Минпромторга, а к 2025 г. показатель должен увеличиться до 41%, к 2030 г. – до 80%.

Критерии определения уровня локализации беспилотников планируют внедрить к осени 2023 г. Как пояснил гендиректор производителя агродронов “Агримакс аэро” Максим Чижов, критерии будут подготовлены в рамках логики постановления правительства № 719. В нем указаны критерии признания “отечественности” оборудования, соответствие которым помогает производителям получать доступ на рынок госзаказа. В числе компонентов беспилотников, которые наиболее трудно заменить, – электрические двигатели, заметил генеральный директор компании “Флай дрон” Никита Данилов.

Сферы применения БАС, которые при снятии определенных барьеров могут показать наибольший рост в 2023 г., – это сельское хозяйство, логистика, энергетика, строительство, мониторинг (промышленных объектов, ЧС, местности и т. д.) и дистанционное зондирование Земли, перечислил проректор Университета национальной технологической инициативы 2035 Роберт Уразов. При этом надежных БАС для логистики сейчас откровенно не хватает, обратил внимание Данилов. Начиная от малых, заканчивая большими БПЛА, которые способны перевозить грузы весом 1 т и более, добавил он.

В дефиците и техника для обучения специалистов в сфере беспилотной авиации, продолжил эксперт. “БАС для образования критично нужны, так как для создающейся отрасли, в свою очередь, жизненно необходимы кадры. Обучать и воспитывать их имеет смысл еще со школы”, – считает Данилов. Для решения задач сельского хозяйства в 2024 г. может потребоваться около 60 000 операторов дронов, а в горизонте трех лет цифра может достичь 100 000 человек, оценил Уразов. В мониторинге ЧС, местности и в кадастровой оценке в ближайшие 2–3 года будет занято порядка 50 000–60 000 человек, прогнозирует он.

Источник: Ведомости

Автор: Mariam