Владимир Путин посетил в «Руднево» презентацию организаций, занимающихся разработкой беспилотных авиационных систем (БАС), и провел совещание по вопросам дальнейшего развития отрасли.
На встрече с организациями, работающими с БАС, в индустриальном парке «Руднево» Путин заявил, что для беспилотников необходимо создать цифровые платформы.
«Нужно коренным образом изменить работу. Не просто что-то улучшить, а коренным образом изменить. Необходимо переходить на цифровизацию организации воздушного движения. Без цифровых платформ решить эти задачи (которые стоят перед беспилотниками — прим. ComNews) невозможно, это просто другая жизнь и другой уровень задач», — заявил Путин.
Кто будет заниматься платформами, пока не известно. Президент считает, что задачу можно поручить Росавиации, однако если те не справятся, придется создать параллельную организацию. «Если Росавиация будет работать в том же режиме, как сегодня, как по рейсовым самолетам, то никакого развития беспилотной авиации у нас не будет», — отметил президент.
На совещании президент поручил снять устаревшие административные, регуляторные барьеры для развития БАС и снова высказался о цифровых платформах: «Они будут решать задачи хранения, обработки и анализа данных, получаемых с беспилотных авиационных систем. И главное, такие платформы не только повысят уровень безопасности — они позволят в разы упростить, ускорить многие процессы, включая выдачу различных разрешений и процедуры контроля дронов в воздухе, использование цифровых двойников вместо так называемых натуральных испытаний».
Опрошенные ComNews эксперты считают, что цифровая платформа для БАС нужна. «В идеале она должна не только обеспечить безопасность полетов беспилотников, но и упростить жизнь их операторам, а также помочь органам власти оперативно согласовывать поступающие от пользователей запросы», — прокомментировал Никита Данилов, генеральный директор и основатель ООО «Флай Дрон».
Советник генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» (компания — участник рынка НТИ «Аэронет») Владислав Шифрин подтверждает необходимость создания платформы: «Существующие правила визуальных полетов и правила полетов по приборам разработаны для пилотируемой авиации и плохо приспособлены для высокоавтоматизированных авиационных систем. Мировое авиационное сообщество склоняется к новым цифровым правилам полетов, основанным на предоставлении цифровых информационных сервисов. В такой парадигме поставщиком информационных услуг для беспилотных авиационных систем является цифровая платформа обслуживания беспилотного воздушного движения (ОБВД). Такая платформа выполняет множество функций по предоставлению информации различной природы и назначения пользователям — внешним пилотам дистанционно пилотируемых воздушных судов и автономным БАС».
Участники встречи и опрошенные ComNews эксперты рассказали, в чем проблема в области развития БАС и о каких устаревших регуляторных барьерах идет речь. В Минпромторге рассказали, что ограничения по эксплуатации беспилотников связаны с долгими контрольными просмотрами аэрофотосъемок земельных участков и длительной сертификацией малых беспилотников. Другие эксперты объяснили, что аэросъемка — очень долгий процесс, так как приходится проходить длинный этап согласования полетов, и это тормозит развитие отрасли. Также некоторые эксперты отметили, что не хватает отечественных деталей для производства, у заказчиков не сформирован спрос на беспилотники. «Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие на ограниченном российском рынке длинных денег, которые, впрочем, могут прийти благодаря мерам господдержки», — добавил Никита Данилов, генеральный директор и основатель «Флай Дрон».
О том, что рынок БАС излишне зарегулирован, говорит и Вадим Плесский, независимый эксперт рынков ИТ и телеком. Также он обозначает проблему производства компонентов для беспилотников. «Большинство компонентов и модулей импортируются — это большая проблема. Когда чиновники заявляют о планах импортозамещения, они не представляют масштаба проблемы или лукавят. Для беспилотников нужна современная элементная база, а ее нет. Производство компонентов для такого маленького рынка сбыта, как Россия, будет нерентабельным», — поделился мнением Плесский и добавил, что решением может стать формирование форвардных заказов, но пока непонятно, на что может быть сформирован такой заказ, говорить об этом преждевременно.
Источник: Comnews