Цифровизация выведет транспортную отрасль России на новый уровень качества. Уже в ближайшие годы новые аналитические технологии и интернет вещей повысят удобство пользования всеми видами пассажирского транспорта, как городского, так и междугородного. В итоге скорость перемещения пассажиров в городе вырастет на 37%, а время ожидания маршрутного транспорта снизится на 25%.
Генеральный директор ООО “Инновационная мобильность” (входит в холдинг РЖД) Ирина Финько проанализировала первые результаты проектов цифровизации, которые идут на российском транспорте. По ее мнению, в ближайшие несколько лет в связи с внедрением технологий обработки больших данных, искусственного интеллекта (ИИ), интернета вещей (IoT) транспортная отрасль выйдет на новый уровень качества.
Среди наиболее интересных проектов ей были отмечены оплата транспортных услуг с помощью биометрии. Особо выделен проект, реализованный в 2021 г. в Московском метрополитене, который стал одним из самых масштабных в мире. Аналогичные проекты запущены на транспорте Тверской области, Казани и Таганрога.
“Инструменты компьютерного зрения являются современными и востребованными технологиями, которые уже сегодня находят применение во множестве сегментов городской среды. Транспорт не является исключением – системы биометрии внедряются, например, на пунктах осмотра в аэропортах, повышая их проходимость. Также система распознавания лиц используется и в метро – на турникетах и в кассах оплата происходит существенно быстрее, что повышает ежедневный комфорт для пассажиров. В ближайшей перспективе стоит вопрос покрытия всей транспортной системы, так как абсолютно ясно, что подобные решения уже прошли обкатку и показали свою эффективность на практике”, – считает технический директор Crosstech Solutions Group Никита Андреянов.
По мнению директора направления “Цифровой консалтинг” интегратора “Т1 Консалтинг” Артема Карановича, перспективны все технологии для умного транспорта просто за счет того, что ими пользуется большое количество людей. Однако далеко не все из них являются зрелыми. Тем не менее биометрические системы развиваются в России очень высокими темпами, которые существенно опережают мировые. “По прогнозам аналитиков, рынок прирастает на 60% в год. J’son and Partners Consulting оценивали объем рынка биометрических услуг в России в 2022 г. более чем в $300 млн. Только за счет замещения решений западных вендоров отечественный бизнес может занять долю рынка объемом в 700 млрд руб.”, – говорит он.
По мнению Артема Карановича, сервисы, которые могут быть реализованы в самое ближайшее время, – отечественные системы для бронирования билетов: “Разрабатывать их с нуля – сложно, дорого и долго. Но в России уже есть несколько готовых продуктов, как в сегменте B2C, так и B2B. Сейчас крупные игроки рынка запустили процесс консолидации стартапов и небольших компаний, которые прежде пытались конкурировать с гигантами. Самый большой вызов, с которым им придется столкнуться, – резкий рост числа пользователей. По экспертным оценкам, отечественные системы обработали в 2021 г. до 35 млн бронирований и должны выйти на показатель 100 млн уже в этом году”.
Ирина Финько также считает создание импортонезависимых и санкционно устойчивых платформ бронирования и продажи билетов, а также дополнительных сервисов одной из важнейших задач.
Среди перспективных технологий Ирина Финько назвала сети 5G на воздушном транспорте. Однако, по мнению Артема Карановича, рынок пока ждет конкретных и понятных примеров их использования.
Более “приземленными” являются пассажирские технологии по запросу, которые активно внедряются по всему миру. Появляются примеры внедрения и в России.
Чего-то подобного ожидали уже давно. Уже в течение более 10 лет во многих российских городах сохраняется ситуация, когда маршруты городского транспорта не пересматриваются очень много лет и по-прежнему идут к давно закрытым предприятиям, тогда как до вновь открытых современных производственных площадок сложно добраться. Об этом неоднократно говорилось на различных форумах, посвященных управлению транспортными системами.
Сразу в нескольких российских городах приступили к внедрению концепции Mobility-as-a-Service (мобильность как услуга), которая объединяет инфраструктуру планирования поездок и покупки билетов в едином сервисе. Внедрение данной концепции позволяет снизить загрузку дорог, транспорта, повысить удобство передвижения пассажиров.
“Если говорить об изменениях, которые ждут россиян в среднесрочной перспективе, – это организация пассажирских перевозок по запросу и мобильность как услуга (MaaS). Идеи отличные и имеют применимость как в больших, так и маленьких городах”, – так оценивает значение технологий MaaS Артем Каранович.
“Системы “Умный транспорт”, или ИКТ-системы с автономным управлением, обеспечивающие как автономное движение отдельных транспортных средств, так и всей совокупности беспилотного потока транспорта, являются самым масштабным событием, ожидающим нас в ближайшее время от мировых создателей ИИ. Данные системы состоят из невероятно большого количества подсистем: для внедрения умного транспорта в масштабах городов и/или стран, в случае судов, воздушной авиации, потребуется наличие всех компонентов базы как аппаратного, так и программного обеспечения – новые системы оплаты посредством биометрии, персональные цифровые помощники, платформы по обработке и верификации данных между огромным количеством городских/федеральных государственных/коммерческих услуг, системы умной безопасности anti-deepfake, V2V-, V2X-протоколы связи и в буквальном смысле сотни аналогичных систем, точный перечень которых невозможно на текущий момент даже вообразить. Они будут добавляться постепенно, в том числе благодаря внедрению трендов мобильности как услуги”, – уверен генеральный директор iPavlov, исполнительный директор НИЦ АО “Швабе” в МФТИ, директор по разработке прикладного программного обеспечения центра компетенций НТИ по направлению “Искусственный интеллект” Лоран Акопян.
По его мнению, промышленная эксплуатация беспилотного транспорта начнется в 2027 г. и даст большой экономический эффект: “В России наиболее коммерчески выгодным мы считаем запуск беспилотных грузовых транспортных средств, для которых мы сейчас и разрабатываем с партнерами различные продуктовые компоненты на базе технологий технического зрения, reinforcement learning и прочих смежных областей искусственного интеллекта и интернета вещей. Расчеты показывают, что грузовые беспилотники способны существенно снизить накладные расходы и тем самым положительно повлиять на рост ВВП за счет цифровизации данного сегмента отрасли”.
“Перед российскими разработчиками стоят вполне понятные задачи по доработке сервиса и масштабированию. Уже пилотируется множество пользовательских сценариев в транспортной отрасли: идентификация пассажиров при регистрации на рейс, при сдаче багажа. Обычная посадка на рейс без паспорта уже не за горами”, – делает вывод Артем Каранович.
“Каждому ИТ-игроку нужно будет самостоятельно выбирать “ниши” в умном цифровом транспорте, с учетом реально накопленного опыта и компетенций, в том числе партнерских, как в России, так и за рубежом. Чем точнее фокус на конкретные ниши в транспорте и реалистичнее бизнес-план проекта, тем быстрее удастся привлечь инвестиции и запускать проекты. Но главное – системы должны быть разработаны полностью. Отдельные компоненты могут разрабатывать различные компании-разработчики, но важнее всего роль интегратора проекта, который сможет доказать своему инвестору реальные перспективы создания новых рынков сбыта”, – рекомендует Лоран Акопян.
Источник: Comnews.ru