Без луж и колеи: как развивается стартап, который делает самоочищающиеся дороги

Российские дороги звучит как приговор, но, на самом деле, все не так плохо. У нас часто появляются стартапы, которые предлагают свое решение проблемы. Например, недавно в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» студенты предложили делать асфальт с добавлением пластика (из бытовых отходов вроде пакетов, упаковок), который будет выдерживать экстремально низкие температуры. Еще один стартап (участник “Архипелага 2022”) предложил модифицировать дорожное покрытие, сделав так, чтобы оно могло само себя очищать, тогда внешние факторы вроде пыли и реагентов не будут разрушать асфальт, а на дорогах не будет луж. Лидер проекта Андрей Шаповалов рассказал, что на разработку его вдохновил галечный пляж. Подробнее о стартапе, о том, почему у нас пока нет самоочищающейся дороги и причем здесь пляж – в нашем материале.

О чем проект

Сейчас дорожное покрытие представлено в основном асфальтобетоном, брусчаткой или плиткой. Поддержание чистоты и целостности таких дорог довольно трудоемкое и дорогое занятие, поэтому команда стартапа предложила новую технологию, которая может сэкономить около 60% затрат на поддержание дорог в хорошем состоянии.

“Мы задумывали проект как один из первых этапов комплексной системы городской ливневой канализации, которая помогла бы снизить загрязненность и запыленность самарских дорог. Эта проблема наблюдается уже более 20 лет. За два-три года дорога разрушается и высокая колейность приводит к серьезным авариям, поэтому мы стали размышлять над комплексной технологией, которая позволила бы сделать дорожное покрытие более стойким и функциональным”, – рассказал Андрей Шаповалов.

В ходе изучения существующих решений ливневой канализации разработчики выяснили, что один из важных факторов пылеобразования и скопления грязи это несвоевременный и неполный отвод осадков, который оказывает пагубное влияние и на дороги – трещинообразование, размывание ям, обледенение покрытия. Хотя пыль, грязь это то, что может и должно быть отведено с поверхности дорог.

“Все гармоничные и практичные решения уже заложены в природе, нужно лишь их подмечать и адаптировать под свою задачу. Например, на галечных пляжах не скапливается пыль, грязь, потому что он регулярно омывается и приобретает сухой и чистый вид. Выбирая верхний, видимый, водоприемный слой покрытия по технологии Мостовая 2.0 я ориентировался именно на данное наблюдение”, – отметил лидер проекта.

Что удалось сделать за этот год

Команда путем экспериментов подобрала необходимые фракции, которые поглощают сор, пыль, грязь, унося их вглубь покрытия и далее, через приемники фильтровальных станций, к водоему. При этом важно делать так, чтобы сточные воды были абсолютно безопасны для водной среды и ее обитателей. Помимо этого, разработчики учли то, что вода при замерзании увеличивает свой объем на 20%, следовательно возникают объемные деформации. Сейчас компенсация этих деформаций при сохранении геометрических и функциональных свойств покрытия – решенная задача.

“В холодное время года важно, чтобы покрытие выдерживало динамические нагрузки, даже при 100% промерзании и обледенении дорожной поверхности. Этой зимой мы протестировали несколько вариантов составов и способов компенсации пучения при замерзании образцов полностью погруженных в воду. Мы проводили циклы заморозки и разморозки в естественных условиях, разрушили десятки образцов, прежде чем вывели несколько вариантов, которые хорошо выдерживают как минимум малые нагрузки (вроде пешеходов и легковых автомобилей)”, – рассказал Андрей Шаповалов.

Автор проекта отмечает, что технологию еще предстоит усовершенствовать, чтобы покрытие было устойчиво и к нагрузкам тяжелого автотранспорта и к большему количеству циклов заморозок-разморозок: пока остановились на 15 циклах, но в перспективе планируется провести более длительные и масштабные исследования при наличии соответствующих ресурсов.

Как развивается стартап

Среди главных сложностей, с которыми сейчас сталкивается команда, нехватка ресурсов и времени, которые мешают проводить исследования систематически, проводить лабораторные и инструментальные испытания.

“Стартапу на ранней стадии сложно найти поддержку. Нужно проводить больше экспериментов, испытать больше материалов, чтобы получить больше знаний, глубже изучить все тонкости и прийти к лучшему решению. Но пока это работа в основном “на столе”, – рассказал Шаповалов.

Так, например, разработчики делали покрытие из полимерных отходов – резиновой крошки. Покрытые им уличные лестницы, пандусы и зимой и в дождь не были скользкими, стали безопасными. Однако резиновая крошка и связующие для неё более дорогие материалы, поэтому встает выбор: делать покрытие прочным, функциональным, но дороже конкурентных решений, либо работать над снижением себестоимости при сохранении полезных свойств, что, в целом, более востребовано. По словам лидера проекта, текущее решение самоочищающегося покрытия “Мостовая 2.0” дороже традиционного на 30-35%, но оно в процессе эксплуатации сократит расходы на уборку и ремонт как локальный, так и капитальный.

“В прошлом году мы участвовали в “Архипелаге”, получили рекомендации от экспертов, что, конечно было ценно. Периодически мы подаем проект на акселераторы, иногда финалисты, иногда победители, но в целом сталкиваемся с тем, что люди скептически относятся к разработке, потому что не видят в ней острой необходимости, сейчас же как-то справляемся, пусть остаётся как было всегда – пыльно, грязно, лужи, наледь, колея. Хотя если можно улучшить качество дорог и внешний вид городов, кардинально снизить запыленность улиц, количество травм из-за гололеда – это стоит делать”, – добавил лидер проекта.

Источник: Яндекс.Дзен

Автор: Mariam