Беспилотники на перспективу

Уход западных вендоров не оказал фатального влияния на отрасль беспилотного транспорта в РФ, однако с рядом сложностей все-таки пришлось столкнуться. Импортозамещение комплектующих идет успешно, нехватка деталей наблюдается лишь в некоторых узкоспециализированных сегментах. С другой стороны, развитию мешает рост стоимости оборудования и компонентов, а также обострение ситуации с дефицитом полупроводников. Эксперты, опрошенные RSpectr, рассказали, каких успехов в этом году добилась отрасль беспилотных авто в России и как решаются возникшие трудности.

МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО

К 2024-2025 годам российский разработчик оборудования и систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot планирует совместно с Петербургским тракторным заводом выпустить полностью беспилотную версию умного трактора на основе искусственного интеллекта (ИИ). По словам заместителя генерального директора Cognitive Pilot Ильи Шкабара, это будет первое отечественное промышленное беспилотное транспортное средство, управляемое ИИ без участия человека.

В этом проекте также предполагается возможность групповой работы умных тракторов, управляемых «трактором-лидером». На основе информации с датчиков будет проводиться комплексный анализ состояния почвы и культур, оценка вегетации растений, повреждений болезнями и так далее. В дальнейшем компания планирует расширять линейку транспортных средств с опцией автопилотирования. Также в 2023 году будет выпущена система автономного управления на основе ИИ для спрейеров – устройств для внесения средств защиты растений и орошения.

Рынок беспилотных транспортных средств (ТС) в России развивается размеренно. Сейчас он сохраняет значительный потенциал роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сообщил RSpectr аналитик НТИ «Автонет» Игорь Абдулов. Он отмечает, что на начало 2022 года на российском рынке присутствуют несколько десятков автопроизводителей и IT-компаний, осуществляющих разработки в области автономного вождения и работающих над выпуском собственных моделей автомобилей с высоким уровнем автоматизации.

По словам Игоря Абдулова, вместе с небольшим числом компаний, представленных сегодня на рынке,

ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПОТЕНЦИАЛУ РФ ПРЕВОСХОДИТ БОЛЬШИНСТВО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН И НЕКОТОРЫЕ СТРАНЫ ГРУППЫ БРИКС

Это создает хорошие перспективы для развития автономного транспорта. В то же время эксперт подчеркнул, что российский рынок беспилотных ТС и технологий автономного вождения отстает по разным показателям от стран-лидеров Европы, Азии и Северной Америки.

ПРАВОВАЯ БАЗА В НОРМЕ

По состоянию на начало 2022 года в России произошел значительный прогресс в части нормативной правовой базы, обеспечивающей работу формирующегося рынка беспилотных автомобилей, напомнил Игорь Абдулов. Так, в марте правительством РФ было принято постановление, которое установило экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере цифровых инноваций. Документ на три года определил ЭПР для высокоавтоматизированных ТС первой категории на территориях Москвы, Иннополиса (Татарстан) и федеральной территории «Сириус». Также постановление установило ЭПР для ТС второй категории на территориях Иннополиса и инновационного центра «Сколково» в Москве.

Игорь Абдулов отметил, что в части технологий и инноваций не наблюдалось существенного прорыва, однако ключевые компании рынка постепенно совершенствуют свои технологии и вскоре будут масштабно тестировать свои автомобили в отдельных регионах страны в рамках частных и федеральных инициатив.

А вот в области инфраструктуры существуют серьезные барьеры в части финансирования и доступа к технологиям в ближайшие годы ввиду геополитической ситуации и санкционной политики западных стран в отношении РФ, говорит эксперт «Автонета». В то же время он считает, что возможен более тесный контакт с китайскими партнерами, способными нивелировать негативные эффекты.

На сегодняшний день лидером в сфере автономного транспорта является «Яндекс», который запустил свои первые беспилотные автомобили в мае 2017 года. Еще одним отечественным первопроходцем в этой области стала компания Starline. Свои машины она тестировала на закрытых территориях с 2018 года, а в 2020-м впервые провела тесты на дорогах общего пользования в Санкт-Петербурге. Также активно развиваются проекты в области беспилотного каршеринга, такси и сервисов перевозок с использованием беспилотного общественного транспорта.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ИДЕТ

Игорь Абдулов уверен, что основная глобальная задача разработки беспилотных систем сейчас – это разработка алгоритмов, которые являются основой интеллекта автономных автомобилей. Здесь, по его словам, важную роль играет уровень развития российских проектов и специалистов в областях роботизированных решений и беспилотных систем. Аналитик НТИ «Автонет» подчеркнул, что

В ЦЕЛОМ ДЛЯ СРЕДЫ РАЗРАБОТКИ БЕСПИЛОТНЫХ РЕШЕНИЙ В РФ В СВЯЗИ С ОБОСТРЕНИЕМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УСИЛЕНИЕМ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ ПОКА НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ НИЧЕГО ФАТАЛЬНОГО

По данным Игоря Абдулова, дефицит наблюдается лишь в некоторых узкоспециализированных сегментах. Что касается других аппаратных решений, используемых в разработке беспилотников и средств робототехники, здесь ситуация разнится в зависимости от конкретного продукта. В первую очередь речь идет о сенсорике, говорит эксперт. Разработчики уже нашли аналоги в КНР и других странах Азии. Удается заместить лидары, используемые в большинстве решений от американских компаний, радары, камеры.

Проблемы встают остро лишь в некоторых приложениях – например, в сегменте камер для легких беспилотных летательных аппаратов, когда необходимы сравнительно малые размеры летательного аппарата. Тяжело найти для легких беспилотников подходящие камеры с необходимыми характеристиками китайского производства либо производства других дружественных стран, рассказал Игорь Абдулов.

Сложнее, по его словам, решается вопрос с вычислителями, процессорами и графическими ускорителями, необходимыми для обеспечения обработки поступающей с сенсоров информации и работы модулей систем автономного вождения. Тут стоит отметить, что дефицит на рынке полупроводников наблюдался еще до событий февраля 2022 года и до обострения ситуации с Тайванем.

Нарастание санкционного давления затормозит развитие автономных технологий на территории РФ, прогнозирует Игорь Абдулов. Он объясняет свои оценки тем, что

В РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАЗЕМНЫХ И ВОЗДУШНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ РЕШЕНИЙ БЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ОСНОВНОМ КРУПНЫЕ КОМПАНИИ

А их финансовое положение в условиях санкций и сокращения экспортной выручки ухудшилось.

Рост стоимости оборудования и электронной компонентной базы, обострение ситуации с полупроводниковым дефицитом приводят к увеличению бюджетов таких проектов, что заставляет менеджмент компаний все чаще откладывать подобные инициативы до лучших времен, рассказал Игорь Абдулов.

Илья Шкабара подтвердил, что сложности с замещением зарубежных комплектующих встречаются, но они относятся в большей степени к логистике. Множества проблем удалось избежать благодаря открытию в Томске роботофабрики по производству начинки для беспилотников Cognitive Pilot. По словам эксперта,

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ КОМПАНИЯ ПЛАНИРУЕТ ДОВЕСТИ В СВОИХ ИИ-АВТОПИЛОТАХ ДОЛЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ ДО 90%

Отказ от импортных комплектующих позволяет Cognitive Pilot уменьшить зависимость от поставщиков и риски непоставки оборудования в срок, а также снизить себестоимость и повысить степень локализации для продукта компании внутри России.

Источник: Rspectr.com

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *