Беспилотная авиация станет системообразующей отраслью

Паспорта, входящие в новый нацпроект, который будет посвящен беспилотным авиационным системам (БАС), на согласовании, они уже в значительной степени собраны. Как ожидается, структурировать рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в России поможет государственный гражданский заказ для органов исполнительной власти и госкомпаний. Он создаст контуры, в которые будет проще вписаться профильному бизнесу, находящемуся сейчас, судя по оценкам, в некотором шоке из-за введенных более чем в половине регионов страны запретов на запуск беспилотников. Минпромторг указал на необходимость снятия в перспективе барьеров. В отрасли же призвали развивать буквально все: производство, инфраструктуру, системы навигации, связи, наблюдения.

У правительства осталась примерно неделя на то, чтобы по поручению президента утвердить Стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, и примерно три месяца, чтобы доработать и утвердить новый нацпроект, полностью посвященный беспилотникам.

В рамках технологической конференции Startup Village, которая проходила в Сколково 24–25 мая, представители правительства и отрасли рассказали о промежуточных итогах подготовки этого нацпроекта и о барьерах.

Замминистра промышленности и торговли Василий Шпак, выступая по видеосвязи на конференции, сообщил, что отрасль беспилотной авиации очень перспективна, этот рынок развивается по всему миру. «С учетом наших расстояний, наших дорог, с учетом тех задач, которые нам надо решать, беспилотные авиационные системы – достаточно высокотехнологичные объекты, которые за собой втянут электронику и многие другие аспекты: и новые материалы, и двигатели, и системы накопления энергии, и все остальное», – перечислил он.

Поэтому заниматься этим нужно, тем более что мы, как уточнил Шпак, «уже опаздываем». Развивать отрасль важно в том числе с точки зрения обеспечения оборонной безопасности для того, чтобы иметь современные средства в вооруженных силах, продолжил замминистра. «Необходимо достаточно много инвестировать, а возврат таких инвестиций может дать только использование в гражданских отраслях и сферах», – пояснил он.

Вместе с тем, по его словам, теперь уже актуален и вопрос конверсии тех решений, которые сегодня используются в интересах Министерства обороны, обратно в гражданском направлении – «после окончания специальной военной операции». «Там тоже создан достаточно серьезный задел», – уточнил Шпак.

«Задачи по нацпроекту стоят. До 1 сентября по поручению президента мы должны его утвердить, сейчас находимся в активной фазе проработки необходимого финансирования, обоснования бюджетных вливаний с Минфином, Минэкономразвития, производителями. Сформирован государственный гражданский заказ. Есть понимание по перспективам рынка до 2030 года», – рассказал участникам конференции замминистра.

Указал он и на то, что «необходимо снимать барьеры, которых у нас очень много». Замминистра напомнил об определенных ограничениях на использование беспилотников в связи с проведением специальной военной операции.

В начале мая в столице был введен запрет на запуск беспилотников после атаки БПЛА на Кремль. Затем запрет ввели в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях. Притом что во многих регионах запреты были установлены еще осенью 2022-го. Всего ограничения на использование беспилотников действуют примерно в 50 регионах страны.

Более подробно о деталях нового нацпроекта рассказал на конференции управляющий директор Агентства по технологическому развитию Даниял Капланов, отметив, что агентство по поручению Минпрома как раз и занимается сборкой этого документа. Нацпроект состоит из нескольких федеральных проектов, два из них, по словам Капланова, как раз находятся в фокусе Минпрома – производство БАС и стимулирование спроса. Уточним, два других федеральных проекта касаются кадров, а также развития инфраструктуры, сертификации, обеспечения безопасности.

«В настоящий момент паспорта мероприятий федеральных проектов находятся на согласовании, они уже в значительной степени собраны», – сообщил Капланов. И если говорить о спросе, то в первую очередь упор делается на государственный гражданский заказ.

По словам Капланова, гражданский госзаказ разделяется на два типа потребителей. Во-первых, это федеральные органы исполнительной власти, а также их подведомственные организации, которые закупают БАС. В частности, беспилотники требуются Минприроды, Рослесхозу. Во-вторых, это крупные госкомпании, «значительная доля которых приходится на нефтегазовый сектор».

«Наша задача – систематизировать спрос, увидеть его в разрезе типов БАС, а также денег – как собственных средств, так и дополнительно запрашиваемых, в том числе в рамках бюджетного процесса», – сообщил Капланов.

«Мы исходим из того, что государственный гражданский заказ будет локомотивом, вытягивающим спрос», – пояснил он. Так что поддержка в значительной степени будет сфокусирована на том, чтобы удовлетворить и по типам беспилотников, и по их качеству требования крупных потребителей, следует из его пояснений. «Мы рассчитываем, что по результатам сложится структура рынка, которая будет объединять потребителей, компании-эксплуатанты, разработчиков, производителей», – уточнил Капланов.

Также он перечислил три ключевых финансовых инструмента стимулирования спроса на беспилотники в рамках нацпроекта: это льготные программы лизинга со ставкой в районе 3–4%, компенсация летного часа, компенсация скидки производителям при продаже соответствующим клиентам. Прорабатывается ряд налоговых и нефинансовых мер, но они пока в стадии согласования.

При этом Капланов уточнил, что значительная доля расходов в части спроса крупных игроков (компаний и министерств с их подведомственными организациями) – это именно их бюджеты, находящиеся отдельно от мер стимулирования спроса. «Мы рассчитываем, что было бы правильно, чтобы значительная часть мер поддержки, уже прямых субсидий, направлялась на тот сектор частного спроса, который не охвачен крупными компаниями», – добавил он.

По итогам конференции в пресс-службе Минпромторга систематизировали для «НГ» свой взгляд на ключевые барьеры, тормозящие развитие беспилотной авиации в России. Во-первых, как сообщили в ведомстве Дениса Мантурова, отсутствуют единые требования к БАС как транспортному средству, то есть нет нормативных документов, регламентирующих, какими они должны быть с точки зрения безопасности их эксплуатации. «Сертификация БАС крайне дорога и не по карману разработчикам с небольшим размером доходов», – уточнили в ведомстве.

Во-вторых, есть ограничения на внутреннем рынке услуг по использованию БАС для нужд различных отраслей промышленности, энергетики и строительства. «В-третьих, во многих регионах воздушное пространство закрыто для полетов БПЛА, что ограничивает полноценный доступ к небу, – продолжили в пресс-службе. – А там, где ограничения на использование БАС не вводились, нет ясности, могут ли они летать одновременно с пилотируемыми вертолетами и самолетами. К тому же для БАС лимит воздушных коридоров крайне ограничен». В-четвертых, как отметил Минпром, отсутствует единая система связи и передачи данных, нет современной инфраструктуры для базирования и испытания БАС, что особенно актуально для средних и тяжелых моделей.

Именно формирование государственного гражданского заказа и должно устранить все эти барьеры, следует из разъяснений министерства. «С его помощью производство БАС в России должно увеличиться с 6 тыс. штук, ожидаемым по итогам 2023 года, до 32,5 тыс. единиц в 2030 году. Доля же отечественных БАС в структуре рынка увеличится с 25 до 70% соответственно, в том числе в государственных закупках – до 80%», – сообщили в пресс-службе.

Среди предлагаемых Минпромторгом мер поддержки разработчиков и эксплуатантов БАС «стоит выделить введение повышающего коэффициента амортизации (учитывается при расчете налога на прибыль), предоставление грантов на создание критических комплектующих, льготный лизинг БАС, субсидирование их сертификации и летных часов».

Отметим, что все эти проблемы – и доступность комплектующих, и наличие отечественных разработок, и неразвитость инфраструктуры, и ограничительные меры, и неготовность к новациям на местах – как раз наиболее бурно и обсуждались в рамках отраслевой конференции. Вице-президент фонда «Сколково» Алексей Беляков сообщил, что сейчас «локализация БПЛА составляет всего лишь 37%». Также он указал на отсутствие единых правил эксплуатации тяжелых БАС, на то, что стоимость сертификации БПЛА для коммерческого использования «зашкаливает»: по его данным, она достигает 150–200 млн руб., это фактически запретительная цена.

Руководитель дирекции управления транспортом «Почты России» Георгий Баутин поделился наблюдениями, что уже были примеры, «когда аппарат на протяжении четырех месяцев не летал в ожидании какого-то импортного подшипника». Также он рассказал о необходимости дифференцированного подхода к беспилотникам разного вида и используемых с разными целями: в городе или, допустим, в пределах одного агропредприятия. 

Болезненная тема – ограничения. Основатель «Флай дрон» Никита Данилов рассказал о планах убедить региональные власти в том, что вместо введения запретов можно использовать специальные цифровые платформы, системы наблюдения, чтобы разрешать полеты тем дронам, которые прошли регистрацию, имеют трекер, которые стали доверенными в этой среде. «Потому что закрытием проблема незаконных полетов не решается, – утверждает Данилов. – Мы, к сожалению, посадили весь бизнес, который сейчас только начал дышать».Но не только регуляторика тормозит процесс. Развивать надо буквально все. Чтобы это был безопасный полет по заданной траектории в рамках определенного воздушного пространства, нужно сделать такой дрон, который будет в состоянии выдержать полет с требуемыми характеристиками, говорит замгендиректора по научной работе и развитию компании «Азимут» Виктор Соломенцев.Чтобы такой дрон полетел, нужно обеспечить поддержку с наземной инфраструктуры, продолжил эксперт. Тот, кто запускает дрон, должен понимать, где находится аппарат, вмешиваться, если произошел форс-мажор. В пределах прямой видимости это можно сделать, но возникает вопрос, как управлять дроном, наблюдать за ним, если они улетает за пределы видимости.С учетом масштабов страны и поставленных задач в приоритете должны быть спутниковые технологии, уточнил Соломенцев. Потому что чтобы покрыть такие территории наземной инфраструктурой наблюдения, сотовой связи – «никаких денег не хватит». В итоге для развития беспилотной авиации нужна кооперация множества индустрий: это и разные сектора промышленности, и IT, и спутниковые технологии.И наконец – кто должен предъявлять спрос на конечный результат? Первым драйвером для отрасли стало дистанционное зондирование земли, мониторинг. Вторым драйвером, по экспертным оценкам, становится логистика, третьим должен стать агропром.Разброс оценок спроса на БПЛА колоссальный: в рамках только сферы логистики он составляет от 1 до 200 млрд руб. в год – в зависимости от того, как учитываются запреты на полеты, экспериментальные правовые режимы, как происходит замена курьеров дронами и т.п. А в целом оценка спроса российской экономики на БПЛА до 2030 года, которую ранее обсуждали правительство и президент, составляет почти 1 трлн руб. с расчетом, что на госзаказ приходится пятая часть.

Источник: Независимая газета

Автор: Mariam