«Участие в интенсиве – это как быть родителем. О результатах можно говорить значительно позже», – шутят участники Архипелага 2035, проектно-образовательного интенсива, который проходил ровно год назад. Спустя год стартаперы, которые вошли в число лучших, смогли честно рассказать, изменился ли их стартап после интенсива и насколько приблизился к успеху, если приблизился вообще.
«Архипелаг 2035» — интенсив по формированию и акселерации команд, способных создавать и коммерциализировать проекты в области искусственного интеллекта (ИИ) для опережающего технологического развития в приоритетных отраслях экономики. Организаторы: Университет 20.35, Платформа НТИ, Агентство стратегических инициатив, Фонд содействия инновациям, Фонд «Сколково».
Результаты опроса удивили даже нас самих. У всех команд, с которыми мы пообщались, за год произошли позитивные сдвиги, в том числе в сторону международной экспансии. При условии, что у большинства опрошенных был готовый продукт, но не было продаж.
Сельскохозяйственный ИИ выходит на первую продажу
Победителем Архипелага 2035 стал проект Agro.Click – система поддержки принятия решений в сельском хозяйстве. Она позволяет молочно-товарным фермам и животноводческим комплексам создать цифровую модель производства сырого молока на предприятии и принимать управленческие решения на основе текущих данных, ретроспективного анализа, методов прогнозной и предписывающей аналитики.
2020. На момент победы в Архипелаге Agro.Click не использовался нигде не коммерческой основе, авторы заявляют о планах выйти в регионы в 2021 году.
2021. “Создали MVP, выходим на первую продажу в Ленинградской области, — рассказал Марат Дусаев, основатель компании «Агроинновации». — Архипелаг 20.35 помог нам разобраться и изучить основы ИИ, понять как правильно выстроить работу в стартапе. У нас команда разработчиков как раз появилась после победы, в нас проверили разработчики компании SuppleRus. Начали работу с Санкт-Петербургским государственным университетом ветеринарной медицины, появились светлые горизонты по развитию цифровой среды. Как ни крути, наш продукт нуждается в кадрах, есть понимание развития этого процесса с ведущим ветеринарным вузом”.
Благодаря экосистеме развития стартапа нам обещал помочь с инвесторами бизнес-инкубатор «Ингрия». Также мы активно работаем с FoodNet НТИ. Сейчас очень важно сделать продажу, так что мы в бою и всем желаем победы, развития в рамках проектов и конкурсов Университета 2035, это лучшая платформа для формирования команды стартапа и развития.
Марат Дусаев, основатель компании «Агроинновации».
Каковы перспективы этого проекта на рынке? Спросили у эксперта, который работал на Архипелаге 20.35 с командой Agro.Click.
В “Архипелаге 2035” я участвовал в роли декана, — рассказал Игорь Кукоев, секретарь–координатор рабочей группы, руководитель сегмента “Технологии и оборудование для высокопродуктивного сельского хозяйства” рабочей группы рынка НТИ FoodNet. — Участники этого проекта тогда старались посетить как можно большее количество образовательных мероприятий.
Тема проекта актуальна и востребована. На рынке производства продовольствия нужны отечественные высокотехнологичные решения, особенно на основе сбора и обработки данных, что обеспечивает прослеживаемость продукции, управление её качеством. У проекта и, особенно, команды есть высокий потенциал и хорошая агрессия на достижение результатов. С другой стороны, хорошо что сразу, «на берегу», они понимают необходимость в квалифицированных кадрах и дополнительных навыках в развитии стартапов. Желаю проекту скорейшего начала коммерциализации, а команде – как можно дольше не терять предпринимательский задор и дух стартапа!”.
Российский анализатор кожи попал в Корею
Второе место на Архипелаге 20.35 занял проект Scanderm – технология диагностики заболеваний по фотографиям кожи и ногтей. Система способна выявить не только кожные болезни, например, меланому, но и COVID-19 (по проявлениям на кожном покрове). Для диагностики пользователю нужно ответить на несколько вопросов, загрузить фото участка кожи, который нужно проверить. Затем сервис выгружает расшифровку результатов.
2020. Технология готова. Биотех-студия Scanderm работает с крупной фармкомпанией GlaxoSmithKline.
2021. “В декабре запускаем пилот по подбору косметики с крупным российским рителейром, — рассказал Евгений Соболев, СЕО Scanderm. — Продолжаем сотрудничать с GlaxoSmithKline (запущен портал для диагностики кожи). Идет обсуждение пилотов с Sanofi, Novartis и Bayer. Также мы создали две компании в Южной Корее, одну с Университетом для исследований и работе по рекомендации косметики и медицинского туризма, вторую совместно с проектной компанией Samsung для рекомендаций по уходу маникюрным салонам».
В конце ноября Scanderm стала одним из победителей челленджа K-Startup Grand Challenge 2021 в Сеуле, заняв третье место. Это конкурс для «прокачки» стартапов, который корейские власти проводят с 2016 года. По словам Соболева впервые компания из России вошла в тройку. Отбор производился из 2568 стартапов из 129 стран.
Архипелаг 20.35 помогает нам говорить, что мы победили в крупнейшем ИИ-соревновании страны. Он добавил уверенности в своих силах, т.к. получили много обратной связи от разных экспертов. Мы продолжаем развивать рынок в России, стремимся в Индию и Китай.
Евгений Соболев, Основатель Scanderm
Проект оценил Андрей Ломоносов, эксперт рабочей группы «Хелснет» НТИ:
“Мы следим за Scanderm уже пять лет и видим, что они усиленно двигаются вперед, рассматривая различные ниши для применения своего продукта, начиная от косметологии и заканчивая проверкой симптомов заболеваний по коже (от онкологии до COVID-19). По сути они сделали супермикроскоп, который позволяет видеть, как работает ваша кожа. Команда движется в сторону создания высокопрофессиональной качественной оптической системы — при этом сами создают и технологии, и “железо”.
Выход на азиатские рынки, на мой взгляд, стратегически верное направление, которое многие недооценивают, стремясь в США и Европу. А Южная Корея — очень инновационная страна с точки зрения косметики и косметологии. Стремление на экспорт — правильная позиция, соответствующая критериям НТИ и, в частности, «Хелснет». Мы рассчитываем, что Scanderm достигнут успеха, так как у них есть три важные составляющие: высокотехнологичный проект, сильная IT-команда и упорство основателя.
Выход на азиатские рынки, на мой взгляд, стратегически верное направление, которое многие недооценивают, стремясь в США и Европу. А Южная Корея — очень инновационная страна с точки зрения косметики и косметологии. Стремление на экспорт — правильная позиция, соответствующая критериям НТИ и, в частности, «Хелснет». Мы рассчитываем, что Scanderm достигнут успеха, так как у них есть три важные составляющие: высокотехнологичный проект, сильная IT-команда и упорство основателя.
Андрей Ломоносов, эксперт рабочей группы «Хелснет» НТИ
Онлайн-соревнования вырвались в B2B
Проект AliveBe занял пятое место по итогам Архипелага 2035. Это сервис для проведения онлайн-соревнований с использованием носимой электроники среди любителей в циклических видах спорта (бег, велоспорт, лыжи и др). Участники соревнований тренируются где удобно и когда удобно, достаточно установить на смартфон мобильное приложение. А победители определяются по итогам определенного периода (месяц или более).
2020. Сразу после интенсива AliveBe получил грантовое финансирование из фонда Бортника на R&D. Авторы нацелились на корпоративный сегмент – начали пилотный онлайн-турнир в Россельхозбанке.
2021. “В ходе Архипелага была очень полезна экспертная помощь по проработке технологии B2B-продаж, — рассказал Анатолий Костров, основатель AliveBe. — Проект вышел на рынок с уникальным форматом командных мультиспортивных соревнований, позволяющих вовлечь сотрудников самого разного спортивного уровня. Сразу после финала Архипелага 2035 был проведен зимний трехмесячный онлайн-турнир в Россельхозбанке, затем была проведены онлайн-спартакиады среди финансовых российских компаний с участием Банка России, ВТБ, РСХБ, Ингосстраха, Газпромбанка [на коммерческой основе – Ред.]”.
Отлично себя показали и турниры для международных ИТ-компаний с российскими корнями – Playrix, Wrike, Group- IB, в которых принимали участие сотрудники, разбросанные по всему миру. AliveBe заставил бегать за собой даже венчурных инвесторов, проведя турнир для компании SDVentures. В будущем у команды планы с выводом сервисов на международный рынок в сегменте B2B и B2C”.
Школьники продолжают работать над «сокращателем» контента
Проект «Твой персональный ассистент», который участвовал в Архипелаге 2035, разработала одна из самых молодых команд на интенсиве – школьники 11-14 лет (на момент участия). Разработка предназначена для экономии времени в эпоху высокой информационной загрузки. Система на основе технологий искусственного интеллекта выделяет несущие основной смысл ключевые слова в текстах и видео, после чего формирует краткие версии материалов. Пользователю нужно лишь вставить ссылку на контент.
2020. На Архипелаге 2035 у ребят уже был готов прототип, который они тестировали. Проект мог сокращать параграфы учебника по истории, статьи из журналов и видео.
2021. «На данный момент мы разрабатываем, улучшаем и тестируем продукт – бот в VK, — делится Екатерина Шаталова, соавтор проекта. — Архипелаг помог в командообразовании и основоположении-утверждении задумки, в целом положил начало. Также очень помогло общение с экспертами, обсуждали сильные и слабые стороны, точки роста, варианты воплощения в жизнь. Мы планируем повысить свои знания в сферах, необходимых для реализации финальной версии продукта (приложение), выпустить продукт на рынок в 2022 году».
Градостроительный сервис открыл международную компанию
Еще один участник интенсива – сайт для сбора мнений жителей о городе с помощью опросов на основе карт и 3D моделей. Сервис называется Otmetky, он может помочь застройщикам и муниципальным властям принимать правильные решения в сфере градостроительства, а граждане смогут влиять на будущее городов – голосовать за проекты девелоперов и муниципалитетов. Для них сервис будет предоставляться по подписке, а жители смогут оставлять мнения бесплатно.
2020. В феврале 2020 был разработан прототип сервиса, затем был создан MVP с новым дизайном. На сервисе запустились проекты в 8 городах России: опрос для мастер-плана Череповца, опрос для мастер-плана Оренбурга, опрос по Астраханской агломерации, опрос по территориям в Багратионовске и Всеволожске, опрос по паркам и скверам в Санкт-Петербурге, опрос по парку в Калининграде, активистская карта деревьев в Москве, портал инициативного бюджетирования в Суоярви (Карелия). Планировалось дополнить команду дизайнером, еще одним разработчиком, менеджером проектов и маркетологом.
2021. “У нас были проекты в 14 городах России, выручка 15 000$, за счет чего появились средства на развитие проекта, рассказала Надежда Герасимова, основатель Otmetky. Скоро команда выпустит обновленную версию личного кабинета.
У нас появился новый сайт, сделали ребрендинг. В команде появились новый разработчик и дизайнер. Мы поучаствовали еще в нескольких акселераторах. В одном из них сейчас обсуждается возможная финансовая поддержка нашего проекта. А еще мы открыли международную компанию. Теперь мы Urbanopinion, готовы к зарубежным проектам!
Надежда Герасимова, CEO Otmetky
“Сейчас мы тестируем новые гипотезы, чтобы расширить ЦА. А ещё разрабатываем систему продаж и продвижения проекта. Участие в Архипелаге было одним из самых важных моментов в развитии проекта. Мы познакомились с новым членом команды, благодаря которому и вместе с которым мы провели на нашей платформе инициативное бюджетирование в г. Суоярви в рамках зарубежной программы EmPaci. А еще на Архипелаге мы получили много полезных инсайтов от экспертов. Дальше планируем активно выходить на международный рынок и привлечь инвестиции”.
Конечно, только участие в интенсиве само по себе не гарантирует продажи и успех. Все зависит от работы команды во время интенсива и после, от информационной поддержки, мнения инвесторов, от состояния экономики и многого другого, перечислять можно бесконечно. Но истории проектов (с авторами разных возрастов и с разным уровнем опыта) говорят сами за себя. Жёсткий темп работы, общение с десятками экспертов, которые делают полезные замечания, помощь в поиске новых сотрудников – это помогает авторам дособрать продукт и начать его продавать (или хотя бы приблизить его к этой стадии). Тогда и гранты не понадобятся – стартап выйдет на самоокупаемость.
Как сложится судьба этих и других российских проектов с интенсива Архипелаг? Продолжение – в следующих материалах.