Замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова – о том, почему студенты и ученые становятся предпринимателями

До 20 мая идет прием заявок на самый амбициозный конкурс для молодых техпредов “Студенческий стартап”, который проводится в рамках федерального проекта минобрнауки “Платформа университетского технологического предпринимательства“.

Каждый победитель – а их в 2025 году будет 2,5 тысячи – получит грант в миллион рублей на развитие своего бизнеса. В технологическом предпринимательстве участвуют сегодня студенты и ученые более 430 вузов страны. Как они превращаются в предпринимателей и запускают свои компании, “РГ” рассказала замминистра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.

Ольга Викторовна, зачем ученым становиться предпринимателями?

Ольга Петрова: В современном мире важно изобретать, генерировать идеи. Сегодня со школы ребят учат быть креативными, а молодые ученые – будущее нашей экономики. Мало изобрести лампочку, нужно, чтобы она появилась в каждом доме, чтобы изобретение было замечено и стало востребованным и прибыльным бизнесом. Во всем мире этим занимаются стартапы, и мы тут не исключение. Уникальность наша в том, что мы взялись выстроить экосистему поддержки техпреда в России с привлечением и государственных мер, и частных инвестиций.

Проекту Минобрнауки “Платформа университетского технологического предпринимательства” уже более трех лет, в вузах активно создаются стартапы. Что можно назвать главным достижением?

Ольга Петрова: На самом деле для запуска и развития стартапа, а тем более если мы говорим о массовом запуске стартап-движения, три года – срок небольшой. Но мы успели многое. Во-первых, создали настоящую команду единомышленников. Сегодня в техпред вовлечены более 790 тысяч студентов и аспирантов, создано свыше 36 тысяч стартап-проектов. У многих есть потенциал роста, а около 200 уже получили статус малых технологических компаний (МТК), то есть вышли на новый, взрослый этап развития.

Радует, что все больше студентов приходят на тренинги предпринимательских компетенций и узнают о новых возможностях, которые открываются внутри вуза. Есть случаи, когда ребята начинают проводить исследования или запускают технологический проект в рамках учебного задания, а получив зачет, понимают: хочется двигаться дальше. Так, например, появился стартап по развитию технологии неинвазивного определения показателей сахарного диабета из Сеченовского университета, а также прототип инновационной системы по ликвидации нефтеразливов с помощью магнитных порошков из Тюменского индустриального университета. И это не единичные случаи.

Источник: Российская газета

Автор: Danil Serbin