Продавцы украденных бонусов ритейла в Telegram продолжают зарабатывать на них

Несмотря на активную блокировку Telegram-каналов, продающих украденные у ритейлеров и маркетплейсов бонусные программы, этот серый бизнес продолжает приносить доход злоумышленникам. Представители ритейла считают, что стоит ввести юридическую ответственность за махинации с бонусными программами и баллами, которые подчас сопоставимы с реальными деньгами, однако на практике реализовать такие нормы нелегко

“Ъ” ознакомился с исследованием мошеннических схем на программах лояльности компании F6 (ранее Group-IB). Если летом 2024 года специалисты фиксировали 72 бота, которые торговали бонусами и баллами 55 различных российских сетей (в основном федеральных) и маркетплейсов, то к маю 2025 года их число уменьшилось почти вдвое. Продолжают работать порядка 36 площадок, остальные заблокированы администрацией Telegram.

Однако основные представители этого рынка стремятся развивать бизнес, в том числе через рекламу в крупных Telegram-каналах. Также для обхода блокировок злоумышленники чаще маскируются под законопослушные сервисы. Кроме того, деньги от продажи в ботах стали чаще выводить через юрлиц из-за ужесточения требований к переводам: раньше для вывода чаще прибегали к услугам физлиц-дропов.

Злоумышленники получают баллы двумя способами, рассказали в F6. Либо похищают из взломанных личных кабинетов пользователей программ лояльности, либо генерируют путем вмешательства в инфраструктуру сети ритейлеров. Для первого варианта все еще работают простые переборы паролей, используются данные из утечек или вредоносные программы.

Так как в российском законодательстве баллы не приравнены к деньгам, злоумышленники, которые занимаются их кражей, фактически работают в серой зоне, отмечает эксперт по предпринимательской деятельности Андрей Рюмшин. «Но осуществляя накопление таких баллов и продавая в различных каналах и иных источниках под видом промоакций, промокодов и спецпредложений от лица компаний либо известных блогеров, они могут попасть под незаконное предпринимательство»,— говорит он.

Методы борьбы со схемами кражи бонусных рублей и аналогичных элементов программ лояльности должны в первую очередь использоваться именно интернет-магазинами и ритейлерами, а криминализация бонусного фрода хоть и возможна, но сложна в реализации на практике, считает заместитель директора ЦК НТИ Тимофей Воронин.

Источник: Коммерсантъ

Автор: Danil Serbin