Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ
Новые требования к работе эксплуатантов легких беспилотных летательных средств (БПЛА) — 30 кг и менее — могут остановить рынок авиаработ с участием таких аппаратов с 1 марта. Об этом сообщили «Известиям» в ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем AeroNext в понедельник, 7 февраля.
С 1 марта 2022 года вступает в силу пункт 2.7 федеральных авиационных правил (ФАП) № 494, согласно которому специалисты предприятий, работающие с беспилотными авиационными системами (БАС), должны пройти обучение по специальным программам подготовки, утвержденным Росавиацией. Но типовая программа до сих пор не утверждена ведомством, сообщили в AeroNext. Не установлен и документ, который будет подтверждать квалификацию таких специалистов.
При этом Ространснадзор уже вынес одному крупному игроку на рынке БПЛА предписание об устранении нарушений, выполнить которое они сейчас не могут, сообщил представитель AeroNext. В ассоциации опасаются дальнейших штрафов для этих компаний.
Председатель Совета по профквалификациям воздушного транспорта Андрей Борисенко 27 января направил письмо в Минтранс, в котором попросил отложить вступление в силу пункта 2.7 ФАП № 494. Документ адресован замглавы ведомства Игорю Чалику (копия документа есть в распоряжении редакции «Известий»).
Главный документ для эксплуатанта любых воздушных судов — это сертификат эксплуатанта. Чтобы его получить в Росавиации, нужно документально подтвердить соответствие установленным требованиям самого беспилотника и авиаперсонала. Для персонала обычно требуется получение свидетельства авиационного специалиста. При этом, согласно нормам Воздушного кодекса, для пилотирования дронов до 30 кг выдача такого документа не требуется. А иной аналогичный документ, на основании которого специалист данной категории может быть допущен к деятельности, законодательно не определен, — объяснил «Известиям» генеральный директор AeroNext Глеб Бабинцев.
Сейчас в России не выдано ни одного свидетельства внешнего пилота для легких беспилотников. При этом, по оценке AeroNext, в России зарегистрированы 40 тыс. легких беспилотников, половина из них используется в коммерческой деятельности, а другая половина — любительские — используется в личных целях. Но есть и большой теневой рынок БАС, которые не зарегистрированы в Росавиации, признается Бабинцев.
Существующие рабочие, а не типовые программы подготовки внешних пилотов также не могут быть утверждены Росавиацией, так как ведомство принимает к рассмотрению программы только сертифицированных авиационных учебных центров (АУЦ).
«Но прохождение подготовки этих специалистов в АУЦ вообще избыточно. Рынок существует в России уже 17 лет. Программы и профстандарты, разработанные образовательными организациями при самих компаниях — разработчиках БАС, уже существуют, и нет поводов сомневаться в их качестве. Эти компании сами озабочены безопасностью полетов дронов», — сказал Бабинцев.
Он добавил, что легкими беспилотниками пользуются специалисты разных сфер деятельности — кино, СМИ, предприятия, ведущие съемки над стройками и фермерскими хозяйствами.
В июле 2021 года «Известия» писали, что AeroNext просила Минтранс, Минэкономразвитя и Минпромторг отозвать проект Минтранса, который вносит изменения в регулирование дронов. Проект предполагал в том числе сертифицирование компонентов легких дронов массой от 250 г до 25 кг и их оснащение специальным оборудованием для наблюдения и прерывания полета при необходимости.
Бизнес выступил против выдачи свидетельств специалистам по эксплуатации дронов, оснащения беспилотников бортовыми устройствами, которые позволяют наблюдать за полетом.
Представители бизнеса отмечали, что законопроект Минтранса — это более сложная редакция его прошлогодней инициативы, не поддержанной рабочей группой по законодательству и устранению административных барьеров Национальной технологической инициативы «Аэронет» и получившей отрицательное заключение Минэкономразвития по результатам оценки регулирующего воздействия.
Однако в ассоциации подчеркивали, что разумное регулирование необходимо. Отсутствие нормативно-правовой базы замедлит развитие отечественного рынка беспилотников, указывали там.
Источник: Известия