Севастополь будущего: что нужно для комфортной жизни

Каким станет Севастополь в ближайшие годы, чего нам ждать и как к этому подготовиться, «Комсомолке» рассказал историк, экономист, и.о. директора Института развития города СевГУ Алексей Тихонов

Население Севастополя продолжает расти. Одни приезжают учиться, другие ищут перспективную работу, кто-то хочет провести заслуженный отдых у моря. О том, что Севастополь будет городом-миллионником, говорят давно. И это реальная перспектива.

Алексей Тихонов. Фото: СевГУ

  • Приезд людей – это внешний параметр, мы его контролировать не можем. Наша задача – готовиться к притоку новых жителей. Сегодня ясно, что к нынешнему количеству населения город был не готов и в скором времени готов не будет, – говорит Алексей Тихонов.

Он уверен, что идея закрыть город – утопия. Те, кто предлагает такой вариант, не представляют, как это может ударить по ним самим. Единственный вариант – создание структуры города, которая сможет адаптироваться к такого рода притокам.

Тема пространственного развития города была одной из главных на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2022». Алексей Тихонов был модератором этой темы.

Центр на Северной

В обсуждении участвовали представители бизнеса, общественности, правительства Севастополя. Было выделено четыре основных направления.

  • Первое – самое очевидное и реализуемое – перенесение административного центра города на Северную сторону. Там есть для этого подходящий участок земли. Такое решение позволит разгрузить нынешний центр города. Он будет по-настоящему для людей. Перенос центра на Северную планировался еще при восстановлении города после войны, это решение актуально и сегодня, – рассказывает Алексей Тихонов.

На Северной стороне более пологий рельеф, строить там проще. Если сконцентрировать в одном квартале различные ведомства, можно и систему управления модернизировать, и коммуникация будет легче.

Уходим под землю

Второе направление – развитие подземных пространств.

  • Мы должны освободить город от всевозможных «уродств» в виде скопищ проводов. Все это можно убрать под землю. Чем меньше столбов, чем меньше проводов висит над головой, тем лучше, – уверен Алексей Тихонов.

Транспортные развязки, переходы тоже нужно убирать под землю. А в перспективе под городом можно пустить и транспортные потоки.

  • Сейчас планируется создать тоннель от ул. Генерала Петрова до ул. Пожарова. Транзитный трафик под центром города может идти под землей, – добавляет историк.

Наболевший вопрос парковок также помогут решить подземные площади. Въезд не будет занимать много места, если использовать лифты. При этом строить такие объекты может не город, а частные инвесторы.

  • Почему-то у нас люди считают право парковки естественным. Если я купил машину, то парковку мне должны обеспечить. А если бы я сейчас купил лошадь и ходил требовал: «Где стойло, куда коня привязать?» Это неправильный подход. Людям следует привыкнуть к мысли, что за парковки нужно платить, – говорит Алексей Тихонов.

По российскому законодательству подземные пространства не могут быть приватизированы, это государственная собственность. Но такие площади можно брать в длительную аренду, существует множество разных вариантов.

Под землей можно хранить не только машины, но и товары. Это самое подходящее место для складов при соблюдении определенных условий.

  • Имеет значение, что с тобой рядом – парковка или парк. Окружение в том числе формирует современного человека. Я уже не говорю о стоимости самой земли, – добавляет Алексей Тихонов.

Тропа по Фиоленту

Третий проект – создание большой тропы и велосипедной дорожки вдоль побережья Фиолента, от бухты Казачья до Балаклавы. Маршрут протяженностью около 20 км может стать новой туристической достопримечательностью и популярным местом активного отдыха. Сесть на велосипед и прокатиться по морскому побережью – что может быть лучше. А можно и спортивные соревнования устраивать.

Такой проект послужит развитию Фиолента. Вопрос это комплексный и сложный, но нужно с чего-то начинать.

  • У садовых товариществ были свои стандарты, по дорогам, освещению. Теперь это жилые массивы. Но где строить школы, детские сады, если все территории распаеваны? Дороги между участками в принципе узкие, так еще и прихватили себе соседи в свое время. Сложно пройти, не то что проехать. Эта территория еще и очень токсичная с точки зрения социальных процессов. Так или иначе, ее нужно развивать, – рассказывает Алексей Тихонов.

Шаговая доступность

Еще одно направление – развитие сети субцентров. Это населенные пункты в рамках Большого Севастополя: Кача, Верхнесадовое, Байдарская долина. Каждый субцентр может стать «городом 15 минут». То есть все, что нужно для жизни, находится в 15 минутах ходьбы: магазин, поликлиника, школа, детский сад, МФЦ, кинотеатр, салон красоты, нотариус, спортивная секция…

  • Жителям субцентров необязательно будет ехать в сам город, чтобы решать дела, отдыхать или развлекаться. Это значительно сократит трафик, разгрузит дороги. И, конечно, качество жизни улучшится, – продолжает Алексей Тихонов.

Если субцентры не развивать целенаправленно, они все равно будут меняться, но стихийно. Что будет, предугадать несложно.

  • Какой сейчас самый выгодный способ поселиться в Севастополе? Купить дачу, дом в районе Верхнесадового. По трассе «Таврида» (когда закончат работы на Ялтинском кольце) до города, до 5 км, например, можно будет быстрее добраться, чем жителям Гагаринского района в Нахимовский по пробкам, – рассуждает Алексей Тихонов.

Многие люди выберут именно такой вариант, тем более, что цены на недвижимость в городе постоянно растут.

  • В итоге «Таврида» превратится в так называемый «Ленточный город», когда дома строятся вдоль трассы. И это уже будет не трасса, а улица. Из Севастополя в аэропорт, вы будете уже ехать не по шоссе, а по загруженной дороге. Никакой автострады не будет. Так произошло в Москве со МКАДом. Это была автострада вокруг города. Потом стали правдами-неправдами строить вдоль нее торговые комплексы, дома. Свою изначальную функцию она утратила, – рассказывает Алексей Тихонов.

Стихийное развитие чревато проблемами. В пример урбанист приводит все тот же Фиолент.

  • Когда давали дачи на Фиоленте, предполагалось, что это временно. Дать людям землю, чтобы они в магазин поменьше ходили. Если понадобится, можно обратно забрать. Потом это все приватизировалось, а теперь продается по несколько раз. Важно не допускать таких сценариев, – отмечает Тихонов.

Институт развития города работает над созданием аналитической системы, которая позволит запускать имитационные сценарии, предугадывать тренды. Система сможет наглядно показать, как будет функционировать город с населением в миллион жителей, какие и где потребуются дополнительные мощности.

Есть мнение

  • Алексей Иванович, нужен ли в Севастополе мост через бухту?
  • Лучше тоннель. Он не будет менять сложившийся ландшафт.
  • Можно ли реализовать проект «Гераклейская рокада» (трасса, которая свяжет напрямую Ленинский, Гагаринский и Нахимовский районы – прим. ред.)?
  • Такой проект разрабатывался еще во времена СССР, в названии военный термин. Рокада – это дорога вдоль линии фронта. Проблема сегодня не столько в строительстве дороги, сколько в выкупе земли для нее и огромных неудобствах для людей. Было колоссальной ошибкой позволить людям селиться в балках. Если что-то произойдет – балки первыми пострадают (наводнение, землетрясение и т.д.). Там надо было парки делать, а сейчас домики стоят.

Теперь представьте: над ними еще начнут делать эстакаду. Нужно будет уговорить людей либо продать участки, либо жить под трассой.

В Сочи так построили дублер Курортного проспекта – внутригородскую магистраль, которая проходит через центр города. К Олимпиаде денег не жалели. И то была масса недовольных.

  • Как вы относитесь к высоткам?
  • В целом положительно. В архитектуре нет хорошего и плохого, тут скорее вопрос уместности, привязки к территории. В градостроительстве высотные здания приветствуются: личное пространство много места не занимает, общественного можно сделать больше. Нужно искать правильные места, чтобы высотки не загораживали вид и были красивыми сами по себе. Люди любят высотные дома, они могут стать точками притяжения.

Разговоры о сейсмоустойчивости не обстоятельны. Железобетонные конструкции с правильными инженерными расчетами и фундаментом выдерживают сильные толчки. В Японии, например, постоянно землетрясения – небоскребы раскачиваются, но не рушатся.

Источник: Комсомольская правда

Автор: Mariam