Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ
Колонка ректора Университета 2035 Нины Яныкиной.
Не так давно большинство родителей в нашей стране отдавали своих детей учиться на экономистов и юристов и мечтали об их успешной карьере в госкорпорациях, желательно нефтегазового сектора. Сегодня ситуация изменилась. Согласно опросу, проведенному Университетом 2035, Минцифры России и компанией Skysmart, семь из десяти россиян рассчитывают, что их дети свяжут свою жизнь с ИТ.
В исследовании участвовали родители учащихся 7–11-х классов. Оказалось, что почти 70% родителей российских школьников хотели бы, чтобы их дети развивались в ИТ. На втором месте по популярности находится сфера технологий и промышленности, на третьем — профессии в области медиа и коммуникаций, на четвертом и пятом местах — образование и искусство.
Без сомнения, это важный тренд и важный сдвиг в общественном понимании того, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем и какая сфера с высокой долей вероятности обеспечит финансовую стабильность и благополучие. По разным экспертным оценкам, количество незакрытых вакансий в ИТ ежегодно достигает миллиона. О нехватке айтишников говорят работодатели на самых разных уровнях, от крупных госкомпаний и федеральных ведомств до стартапов и малого бизнеса.
Помимо этого результаты опроса показывают, что большинство родителей хотели бы, чтобы их дети получали более глубокие знания по информатике. Почти 80% родителей считают недостаточным количество школьных и самостоятельных занятий для сдачи ЕГЭ по этому предмету. Больше половины нанимают репетитора или отдают ребенка на курсы. Уроки информатики появляются в школе только в 7-м классе, и до разделения классов на профили в старшей школе уроки проходят один раз в неделю. Вряд ли за один урок в неделю можно заинтересовать такой сложной дисциплиной, как ИТ, и тем более научить нескольким языкам программирования. Кроме того, больше половины родителей недовольны устаревшими учебниками и программами. При этом самим учителем информатики у своего ребенка довольны 92% опрошенных.
Сфера информационных технологий — одна из наиболее активно развивающихся отраслей экономики, и основная задача — подготовить для нее квалифицированные кадры, что неоднократно подчеркивал профильный вице-премьер Дмитрий Чернышенко, который отвечает в правительстве за цифровую трансформацию. В 2021 году Минцифры совместно с Университетом 2035 запустили в десяти регионах пилотный проект по бесплатному обучению школьников современным языкам программирования. Как сообщил Чернышенко, на данный момент эти курсы посещают 10 тыс. учеников. В число пилотных регионов вошли Белгородская, Новгородская, Калужская, Тульская, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская области, республики Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия).
По словам вице-премьера, с этого года в рамках нового федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который входит в нацпроект «Цифровая экономика», проект масштабируется на всю страну. На бесплатные курсы смогут поступить 100 тыс. учащихся 8–11-х классов. Согласно опросу, отдать на них детей готовы 82% родителей. Среди изучаемых языков программирования — Python, C#, Java, PHP, C++ и JavaScript. Родители считают актуальными для изучения языки программирования Python, JavaScript и С++.
При этом в экспертном сообществе идет активное обсуждение того, что ждет программистов в будущем. Одни отмечают, что программисты — новый пролетариат. Другие выражают опасения, что их постигнет судьба пресловутых экономистов и юристов. Все помнят, как на рынке труда образовался переизбыток таких специалистов, причем зачастую не самой высокой квалификации.
Достаточно распространено мнение, что языки программирования постепенно займут то же место, что и иностранные языки. Лет десять назад знание английского языка было дополнительным преимуществом, а сейчас это насущная необходимость для тех, кто хочет развиваться в профессии. С программированием будет то же самое: знание языков программирования станет естественным для населения.
Родители школьников считают, что какую бы профессию ни выбрал их ребенок, цифровые навыки понадобятся ему либо на продвинутом (45% опрошенных), либо на среднем уровне (43%). Только 12% опрошенных отмечают, что их детям будет достаточно овладеть цифровыми навыками на базовом уровне.
Помимо школьного образования ИТ-направление усиливается и в вузах, также получить ИТ-специальность становится проще по программам дополнительного образования. Такие возможности предоставляются в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Так, в вузах — участниках программы «Приоритет 2030» уже создаются «цифровые кафедры»: в этом году на них будет зачислено более 80 тыс. студентов, которые получат дополнительную квалификацию по ИТ-профилю. Ежегодно увеличивается количество бюджетных мест на ИТ-специальности в вузах, и в 2024 году число абитуриентов, которые смогут поступить бесплатно, достигнет 120 тыс. человек — это вдвое больше, чем в 2020 году. Программа «Цифровые профессии» предлагает россиянам получить дополнительное ИТ-образование с 50-процентной скидкой: в 2021 году на обучение по программе поступили более 25 тыс. человек.
Ситуация с развитием ИТ, популяризацией программирования среди школьников и подготовкой цифровых кадров внушает оптимизм. И государство, и родители, и бизнес, кажется, наконец нашли работающие механизмы, когда массовое бесплатное обучение программированию можно проводить без вмешательства в школьную программу, а подготовку ИТ-специалистов в вузах и повышение ИТ-компетенций поставить на поток.
Источник: РБК