У России появился шанс вернуть позиции на мировом рынке космических пусковых услуг. Необходимо только изменить законодательство и создать сверхлегкую ракету. НТИ “Аэронет”, которая координирует ее разработку, планирует в 2024-2025 гг. представить прототип ракеты. Ее первые испытания намечены на 2026-2027 гг. НТИ “Аэронет” обещает, что полная стоимость запуска на этом носителе для клиента составит около $3 млн.
О планах рассказал руководитель направления по частной космонавтике рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) “Аэронет” Роман Жиц в ходе медиаконференции, организованной “Роскосмосом” и “Аэронет”.
В 2021 г. АНО “Аналитический центр “Аэронет” объявила конкурс на создание ракеты-носителя сверхлегкого класса и межорбитального малого разгонного блока. Цель тендера – создать частно-государственную кооперацию, которая выведет на мировой рынок конкурентоспособные изделия ракетно-космической техники для малой космонавтики, в которых будут реализованы наиболее эффективные технико-экономические решения. Первый этап конкурса завершился в апреле, он предполагал создание инженерной записки по обоснованию облика сверхлегкой ракеты и малого разгонного блока. Второй этап конкурса стартовал в августе, в рамках него компании, прошедшие первый этап, должны будут создать аванпроект сверхлегкой ракеты и малого разгонного блока, которые будут выводить на орбиту объекты с полезной нагрузкой около 250 кг.
Роман Жиц рассказал, что в плане создать прототип сверхлегкой ракеты в 2024-2025 гг., а первые ее испытания для выведения малых спутников на орбиту могут пройти в 2026-2027 гг., если будет найдено соответствующее финансирование. Он сообщил, что стоимость запуска такой ракеты должна быть ниже конкурентов – около $3 млн, тогда такую ракету будут приобретать. Это в два-три раза ниже стоимости запуска ракет в мире. “Инвесторы охотнее начнут инвестировать в проекты, прошедшие ряд конкурсов, чтобы убедиться, что продукт конкурентоспособный”, – отметил Роман Жиц.
Генеральный директор компании “Спутникс” Владислав Иваненко считает, что единственный путь для развития космической отрасли – финансирование от государства. “Есть индустриальный заказчик. Государство выделило грант. Это правильный путь. Частные инвесторы – это не работает. Мы представили программу по запуску в “Роскосмос” на шесть лет вперед – оказалось, ракет нет. Ракета очень нужна. $20 тыс. за килограмм полезного груза при запуске – это разумно”, – сказал он.
Владислав Иваненко уверен, что Россия способна конкурировать на мировом рынке. “С США конкурировать можно, с Китаем – сложно, но можно, в остальном мире мы вне конкуренции. Нам надо развернуть космос в сторону бизнеса. Нужна поддержка государства и частный заказчик, получающий ее. Идем мы нормально, ракету только дайте маленькую. Создание многоспутниковой группировки на базе программы “Сфера” анонсировано еще в 2018 г. Я считаю, что мы еще способны нагнать и перегнать мировое сообщество. Я не говорю о низких орбитах – это дорого и рискованно – ни один проект еще не показал эффективность. Поэтому мы разделили функционал по группировкам”, – рассказал Владислав Иваненко.
Он подчеркнул, что ключевое, в чем Россия отстает от мирового сообщества, – нормативно-правовая база.
Роман Жиц сообщил, что “Аэронет” с “Роскосмосом” прорабатывают законодательную базу для частного космоса. “Нормативно-техническую базу для частных компаний нужно менять. Без “Роскосмоса” это невозможно, – уточнил он.
Поскольку “Роскосмос” разрабатывает законопроекты, он просит от нас предоставить список пожеланий участников рынка. Необходима переработка законодательной базы в целом. Нужно, чтобы и государство, и “частники” работали по одним законам. В последнее десятилетие запуск ракет зависит от госпроцедур и государственных космодромов. Надо, чтобы было примерно как в США – чтобы все работали по одним и тем же понятным процедурам”.
Владислав Иваненко перечислил, что нужно изменить в нормативно-правовом регулировании: “Надо менять закон о сертификации российской техники, нормы которой слишком жесткие и не дают нормальных условий для “частников”. Закон “О дистанционном зондировании Земли из космоса”, который может на корню убить системы обработки данных. Он, например, не дает возможность использовать Google Maps или “Яндекс.Навигатор”, потому что они не стандартизованы “Роскосмосом”. Надо принять закон, что при изготовлении ракетной техники частные компании могут не использовать государственные стандарты, а руководствоваться более простыми, например корпоративными, стандартами. Надо внести изменения в закон о концессии и закон о космической деятельности. Концессия – интересный механизм привлечения денег. Государственные деньги – это большая ответственность. “Частник” рискует своими деньгами, значит, требования, которые к ним сейчас предъявляются, можно смягчить”.
Источник: ComNews