Беспилотники ждут единого оператора

Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

Ди­рек­тор по уп­равле­нию циф­ро­выми ак­ти­вами АО “Го­сударс­твен­ная тран­спорт­ная ли­зин­го­вая ком­па­ния” (ГТЛК) Алек­сей Ва­рят­ченко пред­ло­жил соз­дать еди­ного опе­рато­ра для раз­ви­тия рын­ка бес­пи­лот­ных авиа­цион­ных сис­тем (БАС). Учас­тни­ки рын­ка счи­тают, что этот ме­ханизм поз­во­лит произ­во­дите­лям бес­пи­лот­ни­ков сде­лать его мас­со­вым.

Предложение создать в России единого оператора БАС прозвучало с трибуны стратегической сессии “Вызовы и возможности: развитие рынка “Аэронет” в меняющихся условиях”.

Алексей Варятченко предложил перенести опыт с рынка пилотируемой авиации на рынок беспилотников, создав оператора БАС. “Активное развитие отрасли сейчас очевидно всем. Все будет зависеть от услуг, которые появятся на рынке. Их характеристики и качество будут определять требования к игрокам рынка”, – отметил он.

По его словам, сейчас авиакомпании – эксплуатанты БАС, чтобы выполнить работы, которые нужны заказчику, должны совершить огромное количество действий: посчитать себестоимость работ, понять, какое оборудование можно использовать, подать заявку на осуществление полетов и т.д. “Одна и та же услуга, оказанная разными авиакомпаниями, может иметь абсолютно разную стоимость, качество и характеристики. То есть сейчас предоставляются не массовые, а штучные услуги. Законы же развития рынка говорят, что для развитых отраслей характерно оказание именно массовых услуг”, – уточнил Алексей Варятченко.

По его мнению, чтобы сделать услуги беспилотной авиации массовыми, участникам рынка, производителям оборудования, авиакомпаниям, представителям государственного регулирования необходимо добавить еще одну очень важную роль – оператора беспилотных авиационных систем. “Массовая услуга, в нашем понимании, должна иметь невысокую цену и предоставляться оперативно: если мы два месяца будем согласовывать одну услугу – это уже никому не будет нужно. Кроме того, услуга должна иметь заранее известные фиксированные характеристики”, – уверен эксперт.

Он отмечает, что оператор БАС должен участвовать в формировании перечня стандартизованных услуг, определить характеристики оборудования в привязке к услуге, разработать систему оценки качества предоставляемых услуг. “Мы понимаем, если мы говорим о каком-то отраслевом стандарте, то система контроля качества обязательно должна быть сформирована”, – сказал Алексей Варятченко.

По его словам, оператор должен создать наиболее комфортные условия взаимодействия с заказчиками и исполнителями услуг беспилотной авиации, регуляторами и прочими участниками рынка. “Оператор БАС должен создать механизм координации рыночных отношений и участвовать в процессе формирования структуры рынка. Взаимодействуя с игроками рынка и задавая основной вектор, придавая динамику развития отрасли, то есть являясь локомотивом. Оператор БАС будет помогать в решении многих системных проблем, которые сейчас кажутся неразрешимыми, а также сделает услуги, которые оказываются с помощью БАС, массовыми”, – заключил генеральный директор ГТЛК.

Лидер рабочей группы “Аэронет” Борис Алешин считает, что пока нет профессионального логистического оператора, а не просто логистического оператора, который захотел бы им стать, рынок не будет развиваться необходимым темпом. “По сути, это единственный механизм, который позволяет производителям выйти на рынок продаж услуг в массовом порядке. Если не будет такого инструмента, то мы не сможем дальше продвигаться. Это крайне актуальная задача. Логистический оператор, его выбор и его финансовая поддержка через фонд НТИ будут одной из ключевых задач”, – сказал Борис Алешин.

Также, по его словам, Министерство транспорта в 2021 г. разработало и утвердило в правительстве концепцию интеграции беспилотных авиационных систем в воздушное пространство. “Минтранс разработал подробный план НИОКР, который должен обеспечивать исполнение этой концепции. В концепции разработаны все сюжеты, связанные с пребыванием в воздушном пространстве пилотируемой авиации и беспилотников: от нормативной базы до конкретных технических решений для реализации. У нас есть концепция, есть план со стороны правительства, инициатива со стороны Платформы НТИ и всех, кто связан с разработкой беспилотников и развитием рынка. Теперь предстоит решить главную задачу – обеспечить сходимость этих направлений и оптимальным образом сделать запрос у правительства на ресурсы для продвижения этой задачи. И исключить при этом разнонаправленную работу”, – рассказал Борис Алешин.

По словам генерального директора Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем “Аэронекст” Глеба Бабинцева, чтобы достичь успеха в развитии новых рынков, которые основываются на трансформации существующей деятельности, необходимо сфокусироваться на одной предметной области. “Мы должны совершить эффект рывка на рынке новой авиации. Только так мы добьемся экономически результативного перехода рынка в новую модальность – оцифрованную и роботизированную”, – уверен он.

Источник: Comnews.ru

Автор: Марина Найденкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *