Летающее такси и посылки на балкон: как в России развивается беспилотная авиация

Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

Фото: Ганжа Артем, пресс-служба НТИ

По прогнозам специалистов, уже в ближайшие годы в России появятся беспилотные автомобили и дроны, которые упростят быт и будут экономить время горожан. Процесс внедрения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в нашу жизнь уже идет. «Хайтек» пообщался с экспертами о реализации дорожной карты НТИ «Аэронет» и рассказывает, что исследователи делают ради приближения будущего и какие технологические новинки появятся уже в ближайшее десятилетие.

Дорога реализации

В сельском хозяйстве дроны выполняют большой объем задач: от наблюдения за посевами и скотом до авиационно-химических работ. Беспилотники могут проводить зондирование земли, охранять объекты, следить за безопасностью на предприятиях и строительных площадках, наблюдать и предупреждать появление экологических проблем и следить за состоянием дикой природы. Они помогают искать возгорания в лесах и прогнозировать всходы посевов. А самое интересное — дроны могут перевозить грузы и людей.

Чтобы беспилотники вошли в повседневную жизнь россиян, ведется работа по разным направлениям: от принятия законов, которые снимут барьеры в развитии этой сферы, до создания высокотехнологичных устройств. В этом помогает специально разработанный документ — дорожная карта рынка AeroNet Национальной технологической инициативы (НТИ). В ней прописан четкий план мероприятий, которые нужно осуществить для достижения цели.

Первую дорожную карту правительство России утвердило в 2016 году. Она была посвящена использованию беспилотников и поднимала вопрос геоданных в ближайшие 20 лет. Спустя четыре года карту обновили, теперь документ включает в себя три сегмента: беспилотники и услуги на их основе, геодезия, картография и использование пространственных геоданных, а также частная космонавтика.

В первом разделе карты поднимаются вопросы регистрации прав на беспилотники, критерии и требования к юрлицам и предпринимателям, занимающимися коммерческими авиаперевозками, правила полетов, вопросы сертификации и аэрообслуживания.

Среди ключевых проектов второго раздела — анализ законодательства в сфере геодезии и картографии, подготовка предложений по совершенствованию норм закона, разработка ряда стандартов.

Третий раздел — о формировании перечня нормативно-технической документации по разработке сертификации и обеспечения качества ракетной техники, перечня стандартов, предложения в области госполитики.

С 2016 года реализовали много важных задач дорожной карты, что приближает нас к фантастическому миру, в котором люди отправляются по делам на летающих машинах и получают посылки на балконах. Какие цели уже достигнуты?

Личные беспилотники и механические курьеры

Выполнять дорожную карту начали с поручения беспилотникам простой задачи: провести дистанционное зондирование земли и составить карты местности. И эта цель была достигнута, техника справилась, и теперь у нас есть трехмерные карты Татарстана и съемка Тульской области.

Сейчас это направление продолжает развиваться. После 2023 года заработают облачные сервисы, из которых можно будет получить наложенные друг на друга карты, а позже — аналитические сервисы со снимками и картами, с помощью которых можно решить такие вопросы, как, например, правильное расположение новостроек в городе. Беспилотники внедрялись и для работ по мониторингу территорий, где они еще раз подтвердили свою пользу обществу.

В это же время дроны начали лавинообразно набирать популярность у россиян. И взрослые, и подростки стали массово покупать летающие устройства. Но в медиа все чаще начали мелькать новости, что беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам или угрожают безопасности зрителей массовых мероприятий. И здесь вовремя реализовали одно из направлений дорожной карты, которое сделало применение дронов прозрачнее. В 2019 году приняли порядок учета беспилотных воздушных судов массой до 30 кг.

Сейчас владельцы маловесных беспилотников обязаны ставить на учет свои аппараты. При этом каждому дрону присваивается уникальный учетный номер, который владелец обязан нанести на корпус изделия. За игнорирование порядка и запуск безучетного беспилотника можно получить штраф до 50 тыс. рублей частному лицу и до 300 тыс. — юридическому.

Еще один важный шаг по включению летающих аппаратов в жизнь — принятие ГОСТов, в которых приведены нормы летной годности к беспилотным воздушным судам самолетного типа. Как рассказал участник проекта «Полигон БАС» (входит в рынок AeroNet НТИ) Алексей Волков, государственный стандарт не принимался в рамках дорожной карты, но является крайне важным документом для включения дронов в нашу жизнь. Стандарт вступает в действие с 1 января 2022 года.

«Нужно понимать, что этот документ — один из десятка «кирпичиков», которые мы все называем «создание нормативного обеспечения или основы». Такие документы содержат требования к конструкции и характеристикам дронов, которые нужно выполнить при их разработке и показать при сертификации, чтобы государство в лице Росавиации считало эксплуатацию беспилотника данной конструкции безопасной», — подчеркнул Волков.

В частности в ГОСТах есть требования к прочности, аэродинамике, системе управления, отказобезопасности и силовой установке беспилотника, минимально необходимые для безопасной эксплуатации дронов. Это «классическая» архитектура норм летной годности, которая десятилетиями применяется в пилотируемой авиации.

При реализации первой дорожной карты стало очевидно, что в стране нет критически важных технологий для развития беспилотников. Поэтому перед рынком AeroNet появилась новая задача — составить программу разработки отсутствующих технологий. Цель достигли, программу включили в обновленную дорожную карту, и стало понятно, что нам нужно создать и как.

Карта отсутствующих технологий была важна для реализации стратегического проекта «Беспилотная аэродоставка». Он предполагает создание и вывод на рынок сервисов беспилотных грузовых авиаперевозок, что снизит эксплуатационные расходы и увеличит среднюю коммерческую скорость грузоперевозок. Кроме того, он ускорит развитие городов, повысит качество жизни, конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и международном рынке.

«В программе прописано, какие критические технологии надо разработать, какие технологические барьеры надо преодолеть — какая должна быть удельная мощность двигателя, чтобы транспорт полетел», — рассказал заместитель руководителя рабочей группы рынка AeroNet НТИ Павел Булат.

О создании нового, космосе и детях

Без создания уникальных технологий летающее такси не запустить. Прототип аэротакси с пассажирами на борту уже летает, он прошел испытания в инновационном центре «Сколково». Сейчас в центре ведется работа над пилотной зоной, которая поможет апробировать технологии для решения вопросов безопасности машины.

По словам основателя компании «Ховер» (участник рынка AeroNet НТИ), Александра Атаманова, появление аэротакси поможет жителям крупных городов не терять время в пробках на дорогах. Ведь в среднем житель мегаполиса проводит 100 часов в год на светофорах и в заторах.

Летательный аппарат отличается малошумным электродвигателем и компактными габаритами (5 на 1,6 м), что сопоставимо с размерами автомобиля. Он может взлетать на высоту 150 м и садиться на стандартное парковочное место, маневрировать на стоянке, заезжать в гараж и выезжать из него на улицу. Дрон рассчитан на двух пассажиров, максимальная грузоподъемность — 300 кг, а скорость — 200 км/ч.

«Аэротакси в первую очередь будут “обкатывать” службы быстрого реагирования, те, кому важно быстро переместиться из точки А в точку Б: полиция, скорая помощь, спасатели, пожарные, береговая охрана. Впоследствии эта технология будет доступна для всех граждан, которые хотят сэкономить свое время, — рассказал Александр Атаманов. — Самое главное, что уже полетела реальная машина с реальными людьми на борту, оторвалась от земли, сделала базовые маневры, приземлилась — и сделала это уверенно. Конечно, еще предстоит огромная работа в части законодательства, сертификации, верификации данных, расчетов, математического моделирования, переход к серийному производству».

В рамках дорожной карты разрабатываются линейки транспортных беспилотников, сверхлегких космических систем и даже серийных малых космических аппаратов. Например, конструкторское бюро «Русь» в январе получило поддержку НТИ для создания вертолета с грузоподъемностью 60–80 кг и дальностью полета до 200 км. А компания «Курсир» разработала проект мобильного и компактного радиоизмерительного комплекса для проведения летных проверок средств радиотехнического обеспечения полетов. Устанавливаться техника может на беспилотник. Традиционные же измерительные системы требуют размещения на самолетах.

Дорожная карта включает в себя и заботу о поколении, которому предстоит перенимать опыт нынешних разработчиков беспилотников и норматворцев. На базе компании «Коптер-Экспресс», входящей в НТИ, сделали проект по созданию модульного конструктора БАС и учебно-методического комплекса на его основе. Его цель заключается в формировании у школьников устойчивых знаний и навыков по аэродинамике и конструированию дронов, их применении в жизни. Проект проводился и для того, чтобы привлечь детей к решению востребованных рынком научно-технических задач.

Популяризовать космические исследования и разработки среди будущего поколения в рамках дорожной карты помогает и программа «Дежурный по планете». Она объединяет технологические конкурсы и проекты для школьников и студентов в области космоса.

Сейчас есть два основных продукта, которые «Аэронет» помогает разрабатывать силами частных компаний — это ракета-носитель сверхлегкого класса и межорбитальный буксир. Еще рынок помогает компании «Спутникс» в создании универсальной спутниковой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов (МКА). Ее можно использовать для дистанционного зондирования Земли, а в перспективе — для предоставления услуг космической связи и научных целях.

Полигон и летающая лаборатория

Совсем скоро, в феврале 2022 года, в России запустят первый полигон для дронов. Он расположен в районе аэродрома «Орловка», в 160 км от Москвы. На экспериментальной площадке разработчики беспилотников смогут проводить все виды летных испытаний — от демонстрации технологий до сертификационных полетов. А цифровая платформа позволит в ускоренном режиме оценить соответствие дронов нормам летной годности, испытать аппараты, системы управления и оборудование. Кроме того, на полигоне будет функционировать «летающая лаборатория». Ее задача — сопровождать испытуемый аппарат в ходе полета, фиксировать визуально его состояние, а также текущие метеоусловия в точке его нахождения.

По словам руководителя проекта «Полигон БАС» (входит в рынок AeroNet НТИ) Антона Третьяка, после запуска проекта он будет тиражироваться по регионам. «Это обусловлено географическим распределением потенциальных разработчиков беспилотных авиационных систем в РФ, а также инфраструктурными и климатическими особенностями районов применения беспилотных авиационных систем. Тиражирование полигона предполагалось изначально», — отметил он.

Еще один проект внутри AeroNet НТИ — RUTM1. Он позволит в автоматическом режиме планировать и выделять для беспилотников воздушное пространство, строить маршрут, соблюдать безопасные интервалы и предупреждать конфликты в воздухе.

Реализация этих двух проектов поможет создать условия для скорейшего выхода российских компаний-производителей беспилотников на рынок их коммерческого применения в России и за рубежом.

Сел-полетел

Мнения экспертов о том, когда беспилотники будут полноценно помогать людям, различаются. Нужно решить немало задач: и законодательных, и технологических. Но прогноз оптимистичный.

Полноценная трансформация законодательства, которая позволит дронам летать в воздушном пространстве страны, потребует не менее пяти лет, отметил Антон Третьяк. За это время можно сформировать комплексную нормативную и инфраструктурную основы использования беспилотников для всех видов их применения в регионах России. По прогнозу Александра Атаманова, уже в 2025 году можно будет говорить о коммерческих перевозках граждан с помощью аэротакси.

Павел Булат посчитал, что в конце 2023 года беспилотники уже начнут выполнять работу в воздушном пространстве. Эксперт обратил внимание на то, что в 2016 году рынок беспилотных авиасистем в России равнялся 0 рублей. Но работа AeroNet, который создавал эффективные условия для развития беспилотников в стране, увеличил эту сумму до 70–75 млрд рублей.

«Мировой рынок к 2030 году вырастет примерно до $40 млрд, — резюмирует Булат. — Об этом говорят прогнозы всех мировых аналитических агентств. Драйверов рынка будет три: беспилотные перевозки грузов, агробизнес, а также обслуживание низкоорбитальных группировок спутников».

Источник: Hightech.fm

Автор: Марина Найденкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *