Александр Пинский: На “Больших вызовах” школьники работают над реальными коммерческими и научными разработками”

Создание подводного робота, моделирование платформы для мониторинга судовых систем, разработка комплекса оперативного приема космической информации в условиях качки судна, автоматизация транспортных морских маршрутов, совершенствование секстанта – всем этим занимались школьники в Образовательном центре «Сириус» на научно-технологической программе «Большие вызовы». Об актуальных задачах трека «Освоение Арктики и Мирового океана», реализованных проектах, а также результатах программы «Большие вызовы» рассказал руководитель направления, председатель наблюдательного совета АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» Александр Пинский.

Какие задачи и вызовы стоят перед направлением «Освоение Арктики и Мирового океана» в целом?

Большой вызов нашего направления – это новый шаг в освоении Мирового океана, ведь это целый мир с огромными ресурсами и уникальными условиями среды, ключом к освоению которого служат новые технологии.

Задачи направления не меняются с первой проектной программы «Больших вызовов». Во-первых, это привлечение молодых талантов в морскую отрасль. Мы даем ребятам возможность увидеть и поработать с российскими высокими технологиями для освоения океана, а также с передовыми компаниями и ведущими университетами. «Большие вызовы» показывают перспективы самореализации и профессионального развития в России тем, кто хочет решать задачи мирового уровня. 

Во-вторых, наша цель – это проектное обучение школьников в практически «взрослых» условиях. Наши проекты – это реальные коммерческие и научные разработки. За время программы участники проходят весь цикл проекта: от определения ценности и проектирования продукта для потребителя до их изготовления своими руками и «продажи» на питч-сессиях и выставках.

В-третьих, «Большие вызовы» – это возможность самим разработчикам — организаторам проектов – найти принципиально новые идеи и решения. Взгляд ребят и их идеи могут стать новым подходом и получить развитие во взрослой научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Как отбирали проекты для работы на программе в этом году?

Поскольку «МАРИНЕТ» объединяет почти все российские компании и университеты, работающие в сфере высоких морских технологий, каждый год мы получаем от наших участников значительно больше заявок на реализацию проектов в рамках направления, чем можем вместить в одну программу. В этом году мы традиционно отобрали разноплановые проекты, чтобы представить широкий спектр тем. 

Расскажите про проекты, над которыми школьники работали на программе в этом году? 

Их было несколько. Например, участники разрабатывали комплекс оперативного приема космической информации в условиях качки судна. Он направлен на обеспечение надежной и быстрой передачи данных на суда с космических спутников. Прототип устройства управления планарной антенной, который ребята разработали под руководством партнеров – компании «Лоретт» и Гимназии МГУ, – способен сохранять связь со спутником при смене курса судна и качке во время шторма. Это является проблемой для традиционных приемных комплексов на судах. 

Нашими партнерами «Смелком Роботикс» и Астраханским государственным университетом был организован проект по разработке подводного робота с отказоустойчивой кинематикой. Школьники решали задачи по обеспечению визуального мониторинга под водой в автоматическом режиме перемещения. Подводная робототехника расширяет исследования мирового океана, обеспечивает подводную разведку и добычу ископаемых, с ее помощью удобно проводить мониторинг гидротехнических сооружений и комплексный экологический мониторинг. 

Еще одна задача была посвящена аналитике данных судовых систем мониторинга. Над этой задачей команда работала вместе с компанией «СервисСофт». Ребята на основе реального оборудования разработали модель платформы для анализа данных, получаемых от судовых систем мониторинга. Платформа фиксирует нештатную работу систем на судне и выстраивает прогнозы эксплуатации оборудования. Сейчас аналогичные платформы, как правило, поставляют производители для своего оборудования, а это усложняет интеграцию и делает оборудование зависимым от производителей.

Проект «Малый беспилотный гидрографический флот» посвящен созданию модели судна катамаранного типа для транспортировки зондов. Это решает проблемы, связанные с недостатком данных, и упрощает процесс исследовательских экспедиций. Зонды смогут проводить мониторинг определенной области морской акватории, собирать и передавать данные. Партнерами проекта выступают группа компаний NBICS.NET, Нижегородское детское речное пароходство, Объединенная судостроительная корпорация.

А проект «Новая морская логистика» объединяет цифровую морскую навигацию и транспортную логистику, чтобы создать решения по автоматизированному составлению оптимальных транспортно-логистических цепочек. Для расчета и построения оптимальных маршрутов перевозок нужно учитывать множество факторов: вид, количество и транспортные характеристики груза; сезонность перевозки; учет погодных условий и пропускной способности морских каналов и портов; тарифы различных перевозчиков; выбросы углекислого газа. Напомню, что морской транспорт обеспечивает перевозку более 80% всех грузов на Земле, поэтому это одно из наиболее актуальных направлений развития морских технологий. Партнерами этого проекта выступили компании «Маринео» и созданная в Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского «Платформа Логистики и Основ Транспорта» (ПЛОТ).

Наконец, проект по разработке фотосекстанта решает задачу получения координат судна путем комбинации новых цифровых технологий и традиционных астрономических наблюдений. Команда под руководством наставников из Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова разработала макет и программное обеспечение фотосекстана, который использует методы машинного обучения, чтобы обрабатывать изображения небесных светил и автоматически определять координаты судна. 

Какие еще задачи помогут решить «Большие вызовы»?

Эта программа формирует у школьников широкие компетенции реальной работы в масштабных проектах. Ребята получают не только технические знания, но и разбираются с экономикой проектов, маркетингом, получают опыт коммуникаций внутри команды. Участники реализуют задачи так, чтобы попробовать себя в интересном деле, научиться новому и проявить себя в работе.

В ходе работы специалисты передают знания и опыт в процессе решения реальных задач. Они дают участникам представление о том, как устроен мир и перед какими большими вызовами стоит человечество. Полученные знания и практический опыт позволят ребятам в ближайшем будущем реализовывать свои научно-исследовательские работы и участвовать в коммерческих проектах. Так, среди сотрудников компаний-партнеров этой программы уже есть выпускники «Больших вызовов» прошлых лет.

Источник: Сириус

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *