Шоу дронов заменяют салюты. Ими сопровождаются национальные праздники, фестивали и даже открытие Олимпиады в Токио. Одним из самых заметных игроков на новом рынке стала российская команда ГК «Геоскан», она провела около 80 шоу по всему миру и поставила рекорд — синхронно подняла в небо 2 198 беспилотников. Мы расспросили о том, как организовываются такие масштабные шоу, Владислава Мисана, руководителя продаж команды шоу дронов «Геоскан» — участника рынка «Аэронет» НТИ.
Шоу с дронами — это не только тысячи устройств, но и сложные вычисления
— Как команда готовится к шоу и как вы его придумываете?
— С того момента, как мы договорились с заказчиком о шоу, в работу вступает креативный блок. Мы отрисовываем изображения из дронов — иногда с привлечением художников, так создавались самые большие в мире портреты из дронов. После согласования аниматоры в специальных программах (Autodesk 3ds Max, Blender или SideFX Houdini) начинают подбирать концепции и варианты движения устройств, эффекты при их движении от образа к образу. Так хореография светящихся беспилотников становится максимально красочной и интересной.
Сами перестроения из одной фигуры в другую сопровождаются алгоритмами симуляции столкновений и поиска оптимального пути. Такие операции занимают много времени — вычисления внутри программы и компьютера громоздкие и сложные, они под силу только рабочим станциям с очень серьезной аппаратной конфигурацией. На создание анимации от начала до конца уходит около двух недель. Если шоу дронов является частью представлений с музыкой и светом, которые делают другие компании, сюда же входит синхронизация.
С момента выезда все готовы к работе 24/7. В одном из зарубежных проектов внезапно скончался организатор со стороны заказчика. Праздник омрачился, все было на грани срыва. Мы поняли, что должны совершить почти невозможное, предложив сделать шоу памятным. Чуть меньше двух суток работы аниматора с минимальными перерывами на сон и еду — в итоге взлетели, растрогали всех. Надеемся, что это разовый случай.
— Какой запас дронов вы обычно берете с собой?
— Оборудование на проект всегда берем с запасом, в отдельных случаях — с двойным или тройным запасом. Поэтому даже с двумя-тремя параллельными проектами в тысячах километров друг от друга ощущения переизбытка оборудования нет.
Для шоу мы используем только дроны своего производства. Сейчас флот превысил отметку 5 000 единиц. Когда-то появившийся как один из вариантов развития нашего образовательного продукта «Геоскан Пионер» и получивший полезную нагрузку в виде мощного светодиода с рассеивателем «Геоскан Салют» (так решили назвать дрон для световых шоу) стал еще одним серийно производимым на нашем заводе в Санкт-Петербурге дроном. Именно ими мы поставили мировой рекорд в 2020 году. Также в арсенале компании есть модификация «Геоскан Пионер Макс». Так как она более грузоподъемная, мы задействовали «Пионер Макс» в пиротехнических дополнениях основного шоу.
— Как перевезти такое большое количество дронов и не повредить их?
— Мы транспортируем дроны в специальных кофрах, они защищают содержимое от ударов. Обычно возим самолетами в багаже или заказываем перевозку у транспортной компании. Специальных разрешений на это не нужно. Иногда вместе с заказчиком мы получаем разовые согласования на ввоз и на полеты дронов, если местными законами предусмотрены подобные требования.
В шоу участвуют десятки сотрудников, а дронов никогда не бывает много
— Насколько большая команда нужна для проведения одного шоу?
— На проекте обязанности четко прописаны. За все организационные моменты, от подписания договора до возврата оборудования, отвечает менеджер проекта. За настройку оборудования и запуск — первый пилот, а с проверкой и подготовкой площадки к пуску помогает второй пилот. У него также есть все для дублирования управления на случай нештатной ситуации.
Изменить сценарий шоу могут только сильные помехи на рабочих частотах или внезапная непогода, которую нельзя было предсказать за месяц. Первое проверяется на этапе тестов и заранее согласовывается с властями и владельцами излучающего помехи оборудования, а на второй случай оговаривается возможность сдвига шоу. В августе мы делали шоу из 500 дронов в Прибалтике, и с моря дул сильный ветер, порой выше критических для полета значений. По договору мы имели право отменить шоу. Вместо этого мы немного поправили анимацию, чтобы сохранить синхрон по музыке, получилось хорошо.
— А как выбирается локация для мероприятия?
— Выбираем обычно с учетом количества дронов. Нужна площадь определенного размера, чтобы вблизи не было высоких загораживающих небосвод предметов. И ориентируемся на пожелания заказчика.
— Что происходит, когда дроны доехали и команда на месте?
— Настраивается оборудование, задающее дронам систему координат, — мы называем это базой. Это сильно модифицированный под специфику работы ГНСС-приемник геодезического класса, построенный на принципе измерения фазы сигнала. Геодезическим он обычно называется, потому что наибольшую популярность такой тип аппаратуры получил в геодезии и картографии, где для ряда задач нужна сантиметровая точность измерений. В основе технологии — основной метод относительных спутниковых определений, реализованный в виде Real-Time Kinematic или RTK.
Наступает время раскладки дронов по своим номерам на размеченной поверхности с уже загруженной в них анимацией. Иногда присесть и встать приходится по сотне раз. Обычно заказчик помогает в раскладке дронов и подключении батарей.
Беспилотники летают по загруженным полетным заданиям, контролируя свое положение по данным бортовой навигации — за это отвечает приемник геодезического класса, с ним каждый беспилотник позиционируется от базы с точностью до нескольких сантиметров. Для этого с момента включения на земле дроны должны накопить спутниковые данные и перейти из так называемого плавающего в фиксированное решение. Как только это произойдет — дрон уже не собьется с пути и не собьет других, с учетом того, что дроны друг друга не «видят». И когда наступает время шоу – отдается команда на взлет. Дальше пилоты следят за тем, что все происходит по плану. Затем — автоматическая посадка беспилотников на свои порядковые места, сбор и упаковка оборудования.
Шоу с 2 тысячами дронов и полеты на морозе
— В 2020 году ваша компания провела шоу дронов по заказу фонда «Памяти поколений», поставив рекорд — в воздухе одновременно 2 198 дронов. Тогда компания побила рекорд Intel — 2 098 дронов. Если вспомнить ваш рекорд в Санкт-Петербурге год назад, то что оказалось самым сложным в процессе?
— Сложно было поставить сам рекорд. Мы готовились к нему несколько месяцев, много времени ушло на согласования. Получить разрешения на полеты над Санкт-Петербургом очень сложно! А еще нас поразило упорство сотрудника Книги рекордов России, он нажал кнопку счетчика 2 198 раз и делал это очень методично.
— Есть ли у шоу дронов сезонность? Сложно себе представить такое мероприятие в –30 °C.
— Мы проводим мероприятия и зимой, но обычно в теплых странах Персидского залива. В Красноярске мы делали шоу в минус 18, примерно столько же было на шоу в Якутске. Сложность только в том, что переохлаждение сокращает время работы аккумуляторов и это нужно заранее учесть в длительности создаваемой анимации. А вот в грозу шоу вообще нельзя устраивать, техника безопасности не позволяет работать на открытой местности. Плюс обычно гроза сопровождается дождем, и такое шоу, скорее всего, перенесут: зрители не захотят мокнуть.
Сезонность у нас сильно компенсирована большим количеством проектов за рубежом, наоборот, делать проекты летом в Персидском заливе сложно из-за сильной жары, там вообще обычно в это время люди берут отпуска и уезжают в более холодную Европу, шоу некому смотреть. И у нас больше проектов в России и в нежарких странах в летний период. Хотя готовы поехать куда угодно.
— Как вы работаете в условиях пандемии, учитывая, что нужно много ездить?
— Случаются курьезы. Например, однажды, из-за ковидных ограничений команде пришлось сделать семь ПЦР-тестов за десять дней. А моим первым подарком на седьмой минуте моего тридцатилетия, встреченного на проекте, тоже стал ПЦР-тест в аэропорту Дубая.
— Что посоветуете зрителям шоу дронов как организатор?
— Два момента. Всегда слушайте организаторов, которые просят не приближаться к площадке запуска. Нам не жалко, дело даже не в элементарной технике безопасности и важности невмешательства в работу на площадке, а в том, что с расстояния шоу видно гораздо лучше. Вблизи вы увидите только светящийся хаос и получите затекшую от задранной вверх головы шею. Организаторы знают лучшие места для просмотра еще на этапе планирования шоу, поэтому смело доверяйтесь им. И второе: как только начнется шоу, смотрите и наслаждайтесь им вживую, а не через экран смартфона. Качественное видео найдете потом в интернете.
Источник: Hightech.fm