Как готовят наставников проектных команд и стартапов: интервью с Екатериной Морозовой

Сегодня государство делает ставку на развитие и поддержку школьных и студенческих проектов, инженерных и технологических команд. Неслучайно 2023 год был объявлен в России Годом педагога и наставника, ведь именно наставники играют одну из ключевых ролей в развитии молодежных проектов. Они помогают превращать идеи в стартапы и бизнесы, выходить на первые продажи, проводить научные исследования, решать задачи реверсивного инжиниринга. О том, как сегодня готовят кадры для работы с проектными командами, кто может стать наставником и какими компетенциями необходимо для этого обладать, мы поговорили с лидером Академии наставников Екатериной Морозовой.

Последние несколько лет государство активно вкладывается в поддержку молодежных стартапов и инженерных команд. Чтобы научить студентов, школьников, начинающих предпринимателей работать над проектами, необходимы не столько педагоги, сколько наставники. Академия первой в стране начала массово обучать таких специалистов. Расскажите, как вы готовите кадры для работы с проектными командами?

Академия наставников была запущена в 2018 году, и основной целью проекта было содействие увеличению числа стартапов, технологических команд и команд энтузиастов, которые создают инженерные, научные и технологические проекты. На тот момент наша команда накопила большой опыт и понимание, что стартапы и команды растут значительно быстрее, если у них есть наставник или ментор. Было принято решение масштабировать практику наставничества и перенести ее из сферы предпринимательства в образовательную среду. Так появилась Академия наставников, которая на федеральном уровне готовит менторов и наставников для студенческих и школьных команд.

За пять лет обучение в нашей Академии прошли почти 30 тысяч человек. Они сопровождают проектные команды в школах, университетах, детских технопарках «Кванториум». Наставники помогают командам работать в проектной логике, создавать продукты, инженерные решения, проводить реальные научные эксперименты. Интересно, что проектная работа влияет и на академические успехи учащихся.

Академия наставников — совместный проект Фонда «Сколково» и Кружкового движения Национальной технологической инициативы. Проект направлен на создание системы обучения, аттестации и трудоустройства для наставников молодежных технологических проектов.

Кто может стать наставником и какие компетенции должны быть у таких специалистов?

Как правило, наставниками становятся школьные учителя, преподаватели вузов и ссузов, предприниматели, инженеры, исследователи, которые хотят работать с молодежными проектами.

Хороший наставник должен обладать определенными качествами и инструментами сопровождения, которые он применяет в работе. Первое, о чем необходимо сказать: такая модель сопровождения нетипична для российской системы образования — она предполагает горизонтальное взаимодействие между наставником и командой. Модель наставничества отличается как от модели, к которой привыкли школьные педагоги, когда есть учитель и ученик, так и от корпоративного стиля взаимодействия в логике «руководитель — подчиненный». Между наставником и командой отношения выстраиваются на равных, и зачастую педагогам очень непросто к этому привыкнуть. Наставник может обладать бо́льшим опытом, экспертизой, но он всегда работает с конкретным человеком, у которого есть свои планы и цели в жизни, свой уровень компетенций. И задача наставника — не сделать что-то за команду, не сказать человеку, как он должен действовать, а помочь ему самому найти инструменты и способы реализации своего проекта. Нельзя заменять лидера проекта только потому, что у вас больше опыта. Это одна из самых больших сложностей, с которой сталкиваются наставники, работающие с молодежью.

Вторая важная компетенция наставника — это умение найти правильные идеи и сплотить вокруг них команду.

И наконец, третья компетенция состоит в том, что проектные наставники должны помочь команде помимо образовательного результата получить продуктовый результат. Когда мы говорим о работе со стартапом, важно, чтобы команда создала решение, сервис, продукт, которым смогут воспользоваться другие люди.

Какой путь проходят начинающие наставники? Как построено обучение в Академии?

Прежде чем начать обучение, мы рекомендуем всем пользователям нашей платформы пройти специальную диагностику. Она показывает, какими важными для наставников компетенциями вы уже обладаете, а какие следует подтянуть. Результаты представлены в виде диаграммы и доступны в личном кабинете. После того как вы прошли диагностику и узнали о своих сильных и слабых сторонах, можно начинать обучение. На платформе представлен большой набор курсов. Есть общие курсы по запуску проектов и поиску идей, по управлению групповой коммуникацией, есть и более узконаправленные курсы по наставничеству в проектах, ориентированных на разработку решений под запрос заказчиков, индустриальных партнеров.

Все курсы на платформе открытые и бесплатные, в конце обучения участники выполняют тестовые задания и получают сертификат. Обучаясь в Академии, наставники усваивают нормы проектной деятельности и учатся правильно работать с проектными командами, когда важен не учебный, а продуктовый результат. Если нет продукта, стартап не возникнет. Также у нас проводят офлайн-мероприятия по подготовке наставников.

Отмечу, что мы активно сотрудничаем с выпускниками Академии, общаемся с сообществом. Например, на нашей платформе есть раздел «Биржа наставников», где различные образовательные организации размещают информацию о том, каких наставников и под какие проекты они ищут. Если пользователь нашей платформы хочет найти работу, он может зайти на страницу «Биржи» и выбрать подходящий проект. По сути, это HeadHunter в сегменте наставничества.

Одна из сложностей, о которой говорят все, кто системно работает с проектными командами и студенческими стартапами, связана с тем, что по завершении образовательных или акселерационных программ команды бросают, замораживают свои проекты. Может ли наставник продолжать работу с командой?

Во многом это зависит от целеполагания наставника и университета. Наставничество — это длительный процесс, который предполагает, что наставник работает с командой хотя бы несколько месяцев. На коротких интенсивах со стартапами, как правило, работают не наставники, а трекеры, и их задача — за ограниченное время довести проект до определенных метрик. Наставник же взаимодействует с проектом вдолгую, и для него важно не столько повысить метрики, сколько продвинуть команду в решении научно-исследовательской задачи или вывести на продажи. Для наставника важно, чтобы команда, которую он сопровождает, научилась определенным вещам, например бизнес-планированию или проведению научного эксперимента. Так что брошенность команд — это вопрос неправильного дизайна акселерационных программ и работы со студентами.

Развивать наставничество важно не только на федеральном, но и на региональном уровне. Что Академия делает в этом направлении?

Сейчас совместно с несколькими регионами мы готовим план стратегического развития системы наставничества на следующий год и разрабатываем стратегии внедрения наставнической деятельности: определяем, сколько наставников и по каким профилям требуется подготовить, в каких конкурсах и олимпиадах должны побеждать проектные команды, по каким критериям оценивать успешность работы наставника.

Также мы работаем с региональными образовательными организациями, для которых готовим наставников под решение конкретных задач. Недавно коллеги из Кемерова обратились к нам с интересным запросом на выстраивание через наставничество системы отношений с кемеровскими компаниями как индустриальными заказчиками. Отмечу, что ранний опыт работы с заказчиками со стороны бизнеса сильно помогает молодым предпринимателям и дает им понимание, как устроен реальный бизнес.

Какие планы у Академии на ближайшее время?

Одна из приоритетных задач для нас — это участие в больших целевых проектах, когда мы совместно с партнерами (это могут быть регионы или корпоративные заказчики) готовим наставников и тем самым расширяем воронку студенческих или школьных проектных команд в каком-либо сегменте. Например, недавно к нам обратились коллеги из Президентского фонда культурных инициатив с запросом на обучение грантополучателей тому, как правильно делать проекты, в том числе в сфере высоких технологий и креативных индустрий. Мы предложили им самим выступить наставниками для грантополучателей, записать курс о запуске и сопровождении проектов в сфере культурных, исторических и гуманитарных инициатив и выложить его на нашей платформе. Таким образом, больше специалистов, которые хотят заниматься гуманитарными проектами, смогут получить наставническую поддержку, независимо от своего местонахождения и часового пояса.

В этом году совместно с организацией «Росмолодежь.Бизнес» мы провели проект «Мастерская наставников», в рамках которого обучили 300 человек трекингу молодых предпринимателей. 100 человек заканчивают программу с отличием, и это наш совместный золотой кадровый резерв для дальнейшего развития молодежного предпринимательства в России. Супервизором этой программы была выпускница одной из наших первых Школ наставников.

Также Академии наставников интересно направление, связанное с проектной деятельностью в науке и технологиях. Сейчас мы активно работаем над подготовкой через нашу Академию наставников для инженерных кадров. И здесь важно, чтобы максимальное количество профессионалов, отвечающих за развитие инженерных компетенций в России, могло выступить в роли наставников. Такие эксперты могут научить студентов в быстром режиме решать задачи реверсивного инжиниринга, создавать реально работающие сервисы, инженерные решения, приложения, которые выходят на рынок или удовлетворяют интерес корпоративного заказчика.

И наконец, мы прорабатываем варианты взаимодействия со стартапами экосистемы «Сколково»: с одной стороны, они могут выступать «поставщиками» наставников для начинающих технологических команд, а с другой — некоторым из таких стартапов также может быть полезна поддержка наставников.

Источник: Сколково

Автор: Mariam