Технологии окружают современного человека повсюду — умный дом включает чайник и выключает освещение, умная колонка выбирает сказку для ребенка, приложение анализирует качество и количество сна. Искусственный интеллект принимает участие в нашей жизни гораздо чаще, чем мы обращаем на это внимание. Конечно, многие обращают внимание и на вредное влияние IT-технологий, особенно на детей — гаджеты отвлекают внимание, снижают вовлеченность в процесс получения знаний. Однако многие IT-компании научились обращать вред во благо и активно используют искусственный интеллект в своих образовательных продуктах. Подробности — в материале «Известий».
Обратная связь
Каждый родитель знает хотя бы примерное количество школьников в классе своего ребенка и понимает, что 30 — это некий предел. Если детей будет больше, рассчитывать на качественную обратную связь со стороны педагога не приходится, ведь за 45 минут он просто не сможет уделить внимание всем. Увы, способности человека не безграничны. Однако искусственный интеллект способен отслеживать действия тысяч и даже миллионов пользователей.
Учитель во время урока следит за дисциплиной (насколько ему хватает глаз), вызывает к доске (если помнит, насколько хорошо ученик знает тему), подбадривает и поддерживает тех, кто не понимает с первого раза (если на это хватает внимания). Все эти действия напрямую влияют на мотивацию детей. В то же время искусственный интеллект во время урока способен отследить, сколько учеников опоздали на занятие, сколько прислали ответ на вопрос учителя в чат, сколько из этих ответов были правильными, сколько детей заскучали и переключили вкладку, кто из них выполнил домашнее задание и так далее.
Получается, есть большой объем работы, которая критически важна для ребенка и зачастую довольно сложна для самого учителя. При этом важную роль играет и квалификация педагога — сильных и опытных всегда дефицит, такие профессионалы, как правило, живут в больших городах и доступны не всем. Но при помощи технологий опытные преподаватели могут вести занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. В зарубежной практике такую систему обучения называют dual teaching. На государственном уровне она работает уже более чем в пяти провинциях Китая.
Делегировать искусственному интеллекту
В России такое решение легло в основу платформы MAXIMUM ИЗИ для обучения больших групп учеников, созданной образовательной компанией MAXIMUM Education. Основные инструменты платформы — интерактивное взаимодействие с учениками во время занятий и между ними, и автоассистент для учителя, который берет на себя контроль качества усвояемости материалов и индивидуальную коммуникацию с каждым из школьников.
«На практике это платформа, которая собирает и оцифровывает данные об активности учеников, как во время урока, так и во время работы дома. Сама платформа постоянно обучается с помощью искусственного интеллекта и расширяет параметры измерений процесса обучения. Затем школьник получает аналитический отчет о достижениях и рекомендации. ИИ «видит» активность всех учеников и может анализировать видеострим, оценивая их эмоции во время урока. Таким образом мы получаем срез вовлечения в процесс учебы. Как можно на него повлиять — система сама присылает ученику пуши и напоминалки, когда он отвлекается. Также школьник получает персональную статистику по результатам домашнего задания и посещаемости, мотивационные сообщения в зависимости от прогресса учеников, успеваемости и вовлеченности. Естественно, вся коммуникация строится на языке подростков, без принуждения, излишней «духоты» и воспитательного тона», — отмечает генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков.
Эффективные коммуникации
Подростки наиболее пластичны в восприятии информации и обучении только, когда с ними говоришь на понятном им языке. Еще более высоких результатов можно добиться, если вести коммуникацию в максимально понятной и близкой им среде.
«Обучающая платформа интегрирована с социальной сетью «ВКонтакте». Таким образом преподаватель может в несколько кликов из учебного модуля отправить напоминания о пропусках и долгах в личные сообщения ученикам в VK. При этом ему не нужно набирать каждое сообщение руками, как и выбирать отдельных учеников в группе. Можно в два клика выбрать сразу всех, кто не сдал домашнее задание и отправить им сообщение. При этом ИИ сам генерирует уникальный текст — для каждой ситуации свой посыл, а вариативность сообщений — около 50 в каждой категории, учителю необходимо только нажать на кнопку», — поясняет Михаил Мягков.
Это не только позволяет эффективно работать с учениками, но и серьезно разгрузить педагога, который много времени уделяет разным видами отчетности и работе с бумагами.
«Конечно, учителям нужны дополнительные средства цифровизации для облегчения работы. И эти средства цифровизации должны быть нативно понятны, так как не все легко адаптируются к новым инструментам», — отмечает исполнительный директор частной школы «Поколение» Александра Сукиасян. По ее мнению, возможность интегрировать такие инструменты в повседневную работу школ была бы огромным прорывом в учительской работе.
Зачем это нужно бизнесу
Сам по себе искусственный интеллект — не магический черный ящик, а прежде всего система узкоспециализированных предобученных алгоритмов, например нейросетевых, отмечает директор направления «Развитие на основе данных» Университет 2035 Андрей Комиссаров.
«Внедрение дата-интенсивных технологий, связанных с цифровизацией образования вообще и с онлайн-обучением в частности, проявляется как повсеместная мировая практика. Но прежде чем заняться внедрением элементов ИИ или машинным обучением, необходимо собрать, проанализировать и разметить большие массивы информации. Любые дата-интенсивные алгоритмы требуют словарей, рубрикаторов, моделей компетенций и построения структурированной базы данных», — отмечает Комиссаров.
На российском рынке образовательных технологий сейчас насчитывается более ста компаний, работающих в разных направлениях и сегментах. Учитывая внешние обстоятельства, часть рынка инвестиций заморожена, часть сосредоточилась на проектах, которые могут влиять на экономику и приносить стабильную прибыль в относительно короткие сроки, отмечает основатель рейтингового агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова. По ее мнению, учитывая некоторое замедление роста рынка и, возможно, некоторое снижение покупательной способности, можно предположить, что наращивать темпы роста смогут компании только с высокотехнологичными продуктами с выраженной степенью маржинальности.
«Начиная с 2020 года российский рынок образовательных технологий показывал активный рост. При этом он был обусловлен не прорывными инновационными решениями, а пандемией и последовавшим после этого инвестиционным интересом. Однако ситуация довольно сильно переменилась в этом году: рост замедляется. Поэтому, безусловно, рынку нужны инновационные решения, которые будут, первое — технологически отличаться от того, что сейчас есть, второе — рассчитаны на массового потребителя, то есть выгодны для большого количества людей, третье — обладать высокой маржинальностью. Без нее как минимум невозможно развиваться и вкладываться в свой рост», — комментирует Рыжкова.
С ней согласен Михаил Мягков. Увеличивая количество учеников в классе, можно расширять границы обучения для опытных преподавателей, а за счет увеличения класса и массовости регулировать стоимость уроков в сторону многократного уменьшения. По словам Мягкова, совокупность этих факторов позволит сделать образование более доступным, особенно для семей в регионах.
Источник: Известия
Свежие комментарии