
Аналитики АНО «Отраслевой центр Маринет» назвали тренды в морской отрасли по итогам первого квартала года, сообщает пресс-служба «Платформы НТИ».
Среди главных тенденций – автоматизация инфраструктуры, включая порты, ИИ в портах и в пути, автономное судоходство и дистанционное зондирование. В прошлом году глобальные заказы на судостроение подскочили до 17-летнего максимума – 2412 судов, прирост произошел за счет азиатских верфей. Семь из десяти крупнейших судостроителей мира по объему заказов – китайские.
Автоматизация
В АНО «Отраслевой центр Маринет» отмечают, что автоматизация в портах продвинулась вперед. К 2025 году более 50 крупных контейнерных терминалов по всему миру имеют как минимум частичную автоматизацию. Портовые власти Роттердама и Сингапура опробовали взаимный обмен данными, чтобы синхронизировать прибытия судов и минимизировать время ожидания. Финская компания Awake.AI разработала цифровую платформу, которая оптимизирует портовые заходы и логистику.
ИИ
Знаковым событием, связанным с ИИ, стало соглашение об установке системы автономности HiNAS Controt от Avikus на 30 судах судовладельца H-Line Shipping. Это одно из первых масштабных развертываний навигации на основе искусственного интеллекта на существующих океанских судах. HiNAS – интеллектуальная навигационная помощник-система Hyundai, которая использует ИИ и данные с радаров, камер и GPS. Их объединение позволяет вести судно по оптимальным маршрутам, избегая столкновений и непогоды. Китайские порты масштабно используют ИИ: порт Нинбо-Чжоушань, третий по величине в мире, интегрировал локальную модель ИИ DeepSeek в операции по пропуску и обслуживанию клиентов. Аналитики убеждены, что применение Китаем ИИ в портах демонстрирует рост производительности и предвещает будущее, в котором крупные порты работают с минимальным вмешательством человека.
ДЗЗ
Активно развивается цифровое дистанционное зондирование морского пространства: правительства и частные компании чаще используют спутниковые снимки и аналитику для мониторинга. Один из сценариев – обнаружение «темных» судов, которые занимаются незаконным промыслом. Компании Windward и Orbitat lnsight объединяют изображения радаров с синтезированной апертурой с базами данных судов для поиска и идентификации нарушителей.
Автономное судоходство
Китай рассматривает автономные суда в качестве стратегического направления и создал зону испытаний интеллектуальных судов (220 квадратных морских миль), одобренную Шаньдунским управлением по безопасности судов. Из значимых проектов в области автономного судоходства аналитики выделили первый автономный контейнеровоз Китая Zhi Fei вместимостью 300 TEU. С 2022 г. он прошел более 48 000 морских миль автономной навигации.
Россия продолжает сохранять лидерскую позицию в развитии автономного судовождения благодаря единственному в мире регулированию автономных судов и официально классифицированным автономным судам в коммерческой эксплуатации, считают эксперты.
Усиливается господдержка судостроения: верфи «Звезда» и «Красные баррикады» получили поддержку для строительства ледостойких платформ и вспомогательных судов. Россия расширяет спутниковую группировку AIS для отслеживания судов в Арктике. К началу 2025 «Система морского мониторинга» под руководством Роскосмоса фиксировала почти все суда вдоль Северного морского пути в режиме, близком к реальному времени.
Инновации в российской морской отрасли представлены надводными и подводными беспилотниками. Продолжаются испытания беспилотников, которые предназначены для исследований в Арктике и осмотра трубопроводов.
Свежие комментарии