
Фото: Фото: Александр Патрин / Коммерсантъ
Власти задумались о смысле госзаказа на гражданские дроны. Как выяснил “Ъ”, Минпромторг задумался об изменении подхода к гражданскому госзаказу (ГГЗ) на беспилотные авиационные системы: на смену закупкам БПЛА может прийти приобретение «беспилотных» услуг.
Эффективность программы оценивается на фоне сокращения ее бюджета почти в пять раз по сравнению с 2024 г. Эксперты указывают, что многие нынешние заказчики не видят смысла в дорогой технике, считая, что без субсидирования спроса и страхования дронов ГГЗ неэффективен.
Минпромторг попросил Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) оценить эффективность ГГЗ на дроны за 2024 год, а также рассмотреть перспективу его переориентации с поставок техники на приобретение услуг с использованием дронов. Об этом говорится в письме (есть у “Ъ”) замминистра Василия Шпака от 15 января.
Министерство также поручило АНО БАС и «Платформе НТИ» (участвуют в нацпроекте) составить «рейтинг дронификации регионов». Организации должны подготовить предложения по методике ведения «рейтинга глубины проникновения технологий» с учетом социально-экономического влияния дронов в регионах. Сроки исполнения поручений в письме не указаны.
В Минпромторге “Ъ” подтвердили запрос, уточнив, что в связи с поставкой большей части техники в конце 2024 года «работа по оценке эффективности данной техники еще ведется». Разработка рейтинга дронификации также еще в процессе, уточнили в Минпромторге.
В «Платформе НТИ» “Ъ” не ответили. Но источник, близкий к НТИ уточнил, что работа над созданием рейтинга уже ведется: «К началу лета должен быть представлен пилотный вариант». По словам источника, одним из критериев оценки вовлеченности региона может стать регуляторная среда, «а именно доступность воздушного пространства».
Оценивать вклад региона даже с учетом ограничений на полеты можно по действию экспериментально-правовых режимов, в которых разрешены полеты, или зон полетов, установленных Минтрансом. Среди других критериев оценки — количество эксплуатируемой техники, наличие льгот для участников рынка, сценарии применения БАС в разных сферах, а также социальные и экономические эффекты от использования дронов, продолжает источник “Ъ”: «Например, количество случаев устранения аварий или спасенных во время ЧС людей с помощью БАС».
Ряд других собеседников “Ъ” в отрасли отмечают, что «спущенный сверху госзаказ» оказался неэффективен в силу высокой стоимости летного часа БАС, который часто сопоставим для заказчика с ценой выполнения работ традиционными способами: привлечением сотрудников для мониторинга или авиаработами, где стоимость часа снижается при росте количества налетанных часов.
Источник: Коммерсантъ