Как вузам работать со студенческими стартапами: мнение эксперта “Архипелага 2022”

В июле 2022 года в Севастополе прошел проектно-образовательный интенсив “Архипелаг 2022”. Одним из самых востребованных треков интесива стала “Школа акселерации”, направленная на подготовку команд вузов к запуску собственных акселераторов. Какие задачи стояли перед “Школой” и с какими вызовами пришлось столкнуться университетам, рассказал Ростислав Сперанский, разработчик и ведущий программы “Школы акселерации”, управляющий партнер венчурной студии Light&Vessel.

Мастер-класс "Школы акселерации", Ростислав Сперанский

Мастер-класс “Школы акселерации”, Ростислав Сперанский

Основной задачей “Школы акселерации” было оказание поддержки вузам, которые собираются подавать грантовую заявку на реализацию акселерационной программы в стенах своего образовательного учреждения. В треке приняли участие множество вузов с разным уровнем экспертизы: некоторые только готовились к тому, чтобы развернуть у себя акселератор, а некоторые уже имели соответствующий опыт.

В программе участвовали очень разные университеты. Как разработчики программы, мы поставили для себя цель развернуть такой контент, который был бы полезен как начинающим работу по сборке акселераторов, так и уже опытным специалистам. Первых мы знакомили с основными принципами построения таких программ, вторым помогали найти новые решения, которые обогатили бы их практику”, – делится Сперанский.

Однако внедрение практики работы со стартапами в процессы вуза связано со многими трудностями. С одной стороны, в последние десять лет вузы активно внедряют в учебный процесс проектную работу, которая направлена на то, чтобы дать студентам возможность воплотить некий замысел, оценить риски, ресурсы. С другой стороны, такие проекты редко носят реальный практический характер. Зачастую студенты скорее готовят материалы о том, как идею можно было бы претворить в жизнь, но по факту не реализуют ее.

“Вот эта культура слайдов, на мой взгляд, касается не только студентов и не только вузов, она касается многих других процессов. Кто сейчас не умеет отчитаться, работать с грантовыми деньгами? Эти принципы не могут не сказываться на отношении самих студентов к подобным инициативам. Они смотрят на эти проекты как на формальность, поэтому по итогам проектного интенсива или акселератора студенты часто с удивлением спрашивают: “Вы правда хотите, чтобы мы теперь сделали то, что придумали? Мы же выполнили задачу, подготовили слайды, что вам еще от нас нужно?” – отмечает Сперанский.

Вторая трудность кроется в разрыве между практиками, принятыми в вузе и в венчурном бизнесе. По словам Сперанского, многие университеты задавались вопросом о том, насколько реалистично то, что студент может самостоятельно собрать крупный проект и реализовать его. Студенты умеют работать в логике конкретных задач. Преподаватель разрабатывает упражнение, выдает студентам все необходимые для решения данные. На многих позициях в реальном секторе экономики такой подход покрывает большую часть задач, но создание инновационных проектов требует насмотренности, которую невозможно получить, находясь вне индустрии. Эту проблему вузы решают по-разному: кто-то привлекает опытных специалистов с рынка в качестве консультантов и наставников проектных команд, кто-то работает только со студентами, уже имеющими соответствующий опыт работы в реальном бизнесе.

Как вузам работать со студенческими стартапами: мнение эксперта "Архипелага 2022"

Разрыв между университетами и бизнесом не является чем-то новым. Работа по сокращению этого разрыва ведется давно, есть модели и практики. Сейчас университеты отправляют студентов на стажировки, обучение становится практико-ориентированным, нередко занятия ведут преподаватели-практики. Однако следует учесть, что вуз как образовательная организация нацелен на подготовку студента к включению в рынок труда. По этим причинам университеты ориентированы на работу в корпорациях, а на венчурный бизнес ориентированы лишь немногие, потому что с ним работать намного сложнее.

Фокусировка на работу с традиционными бизнесом приводит к тому, что студент со всех сторон оказывается в парадигме “что не разрешено – запрещено”.

Ему ставят задачу, которую он решает в рамках хакатона, кейс-чемпионата или чего-то еще, но за границы этой задачи он не выходит. В венчуре, как отмечает Сперанский, все наоборот: что не запрещено – разрешено. Студенты ждут конкретной задачи, тогда как ее быть не может. Ориентиром служит желаемый результат, а выбор способов его достижения остается за студентом. В этом плане многие вузы не готовы к тому, чтобы развернуть акселерационную программу, направленную на работу именно с венчурными проектами.

“Студенты должны научиться “выходить из здания” – то есть работать не в рамках академической практики, а в логике проектирования продукта в связи с потребностями реальных потребителей. Это один из основных тезисов, который мы продвигали в рамках программы, один из основных столпов предпринимательства. Чем быстрее предприниматель начнет взаимодействовать с рынком, с реальными пользователями, а не со своими представлениями о том, как это устроено, тем лучше”, – утверждает Сперанский.

Как только начинается взаимодействие с реальным рынком, появляется понимание востребованности продукта и зачастую оказывается нужным перестраивать работу или учебный план, если говорить о вузах. В большей степени это касается университетов, которые только начинают внедрять акселерационные программы. Им нужно быть готовыми к тому, чтобы признаться себе, студентам или руководству в том, что нужно что-то переделывать.

“Школа акселерации” работала с вузами в нескольких направлениях в зависимости от подготовки университетов. Первое – это дать возможность обменяться идеями и наработками. Второе – дать тем вузам, которые уже разворачивают программы, новые вызовы и понимание, куда расти дальше. Университеты, которые не имели соответствующего опыта, смогли узнать какие в целом существуют методики и практики и понять те принципы, на которых эти программы акселерации должны строиться.5

Источник: Яндекс.Дзен

Автор: Mariam

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *