Выживание человечества и природы планеты Земля не гарантировано. Обеспечить это выживание и нащупать пути к устойчивому процветанию — задача ближайшего столетия.
Нам предстоит осознать, сможем ли мы сформировать новый этап развития человечества, создав более устойчивые и справедливые мировые политики для решения глобальных задач, — или рухнем в новую эпоху региональных военно-политических блоков, бесконечных малых прокси-войн и постоянного риска ядерной войны и экологической катастрофы. На кону стоит вопрос, сможем ли мы сохранить современный уровень благосостояния, сохранить сотни миллионов человеческих жизней от гибели в военных конфликтах и удержать экосистемы планеты от окончательной деградации.
Что на кону?
Всеми благами XXI века мы обязаны цветущей сложности нашей цивилизации. Современный уровень медицины, невероятная по историческим меркам средняя продолжительность жизни, обильное питания для большей части человечества, невероятное разнообразие товаров и услуг, увеличение личных свобод и прав в большинстве стран мира — все это стало возможным благодаря развитию политических международных связей, торговле и трансграничному взаимодействию в науке и технологиях. Никогда ещё машина человеческого благополучия не работала столь активно, как в эпоху, последовавшую за Второй мировой войной.
Но вся эта сложность, основание богатства и надежды на будущее человечества базируются на неустойчивом фундаменте. Современная экономика настроена на эксплуатацию биосферы планеты, в большинстве случаев не волнуясь ограничениями. Структурные дисбалансы в распределении плодов экономического роста между странами остро поднимают вопрос о справедливости в распределении сил в мире и создают угрозу как новых войн и напряжённостей между крупными державами, так и бесконечной череды локальных конфликтов на территории бедных стран и террористической угрозы в большинстве стран мира. Как показал археолог Джозеф Тейнтер на примере исследования свыше двадцати цивилизаций прошлого [Tainter, 1988], социальные системы рушатся в первую очередь не из-за внешних угроз, а из-за невозможности преодолеть определённый порог сложности в своей организации.
Великие древние цивилизации — египетская, римская, майянская и многие другие, — сталкивались с ограничениями собственной культуры, когда чрезвычайно эффективные инструменты, при помощи которых отстраивались цивилизации, начинали работать против её строителей.
Во всех изученных Тейнтером случаях гибель цивилизации была делом её собственных рук. А когда цивилизация рушится — она теряет целые «этажи» сложного знания, и воссоздать их оказывается крайне сложно: к примеру, римские методы строительства и производства были забыты в течение одного поколения, а приблизиться к качеству римских технологий европейцы смогли лишь спустя полтора тысячелетия, в XIX веке.
Есть и второе обстоятельство гибели цивилизаций — когда социальная система нарушает граничные условия своего существования. Мы, люди, зависим от плодородности почв, дающих нам урожай, от наличия пресной воды и чистого воздуха. Изолированные цивилизации прошлого, исследованные экономическим географом Джаредом Даймондом — от индейцев анасази до жителей острова Пасхи, — разрушили свою «экологическую нишу» и не сумели решить возникшие в результате этого противоречия [Даймонд, 2008]. Исход — стремительная деградация и гибель культуры и популяции в течение считаных поколений.
В XXI веке человечество вплотную подошло к двум порогам, описанным Тейнтером и Даймондом для цивилизаций прошлого. Мировая экономика, международная политическая система и биосфера Земли настолько сложны, что даже описать их единым образом чрезвычайно сложно — не то что выстроить сколько-нибудь единую политику, учитывающую все многообразие факторов современного мира.
При этом мы активно разрушаем среду своего обитания — атмосферу, биосферу, почвы и океаны, — и замены ей у нас попросту нет. Как нет и технологий, чтобы решать подобные задачи.
Накопившиеся противоречия в мировой экономике и нарастающий ущерб экосистем планеты оказывают на человечество все большее воздействие. И складывается впечатление, что почти все попытки решений этих противоречий носят реактивный и локальный характер. Вместе с тем существующие и формируемые глобальные политики выстроены в пользу доминирующих держав и не могут быть полностью приняты развивающимися странами и странами догоняющего развития.
В прошлом коллапсы цивилизаций всегда были локальными. Как правило, всегда находились «альтернативные цивилизации», которые успевали поддержать преемственность культуры и отыскать новые пути развития: Древний Египет сменили крито-микенская и греческая культуры, Древний Рим — арабские страны эпохи мусульманского Возрождения.
Находились новые среды обитания, где человечество могло восстановить угасающую культуру. Сейчас у нас больше нет множества изолированных друг от друга региональных цивилизаций, а есть единое глобальное человечество (пусть и разделённое на страны и этносы). И у нас нет запасной планеты, на которую можно было бы сбежать. Цена коллапса цивилизации сегодня — неимоверно высока.
Типы вызовов
Угрозы наступающего десятилетия — продолжающаяся глобальная пандемия, волны социальных протестов на Западе и Востоке, напряжение Холодной войны между США и Китаем, — достаточно сильны, чтобы поставить под вопрос благополучное будущее человечества. Но за горизонтом 2020-х годов перед человечеством лежит «долгий XXI век». Вызовы, действующие на таком временном горизонте, ещё более серьёзны. И чтобы ответить на них, у человечества пока что нет ни единства и внутреннего согласия на совместные действия, ни даже готовности осознать величину и сложность возникающих угроз. Главный вопрос XXI века — будет ли человечество способно сохранить сложную и многообразную цивилизацию или скатится к набору разбитых по региональным островкам сообществ, решающих лишь вопрос выживания.
Группы вызовов, стоящих перед человечеством
Вызовы XXI века обширны и разнообразны, но у них есть несколько ключевых общих свойств:
- Вызовы — и ответ человечества на них — фундаментально изменят мир, в котором мы живём. Ни одна страна мира не сможет избежать их воздействия и отсидеться.
- Вызовы чрезвычайно сложны, они представляют собой так называемые «злые проблемы» (wicked problems). Для них не существует решений в рамках существующих привычных политик и принятых стратегий, и ни одно работающее решение не будет окончательным.
- На все вызовы придётся отвечать не только и не столько на уровне национальных решений, сколько на уровне выстраивания перспективной системы договоров и союзов. Все группы вызовов потребуют искусной дипломатии.
- Успешный ответ на вызовы потребует создания организационных инструментов следующего поколения — будь то перестроенные системы государственного управления или рынки, работающие не только в экономической рациональности.
Вызовы как потеря возможности управления
Каждая группа вызовов — это потеря возможности решать возникающие проблемы привычным образом для мировых стейкхолдеров, будь то политические лидеры, руководители крупных компаний или общественные деятели.
- Вызовы группы Сила разрушают существующую систему отношений между государствами и внутри них. Больше не получится договариваться о войне или мире с привычными игроками, традиционные модели социальной политики перестают работать. Все страны, от либеральных демократий до авторитарных режимов, включатся в острую внутреннюю политическую борьбу. Общество будет подвергать сомнению и легитимность богатства элит, и разумность социальных пособий массам.
- Вызовы группы Богатство делают недееспособной старую экономическую систему. Производить и торговать привычным образом с привычными контрагентами больше не получится.
- Вызовы группы Знание окончательно ставят под вопрос существующие модели мышления и коммуникации. Управление, наука и медиа не смогут справляться с нарастающей сложностью мира и потребуют радикальной перестройки.
- Вызовы группы Природа требуют от человечества отказа от модели безоглядной эксплуатации планеты Земля — и даже пересмотра представлений о праве человека единолично решать вопросы жизни и смерти, разрушения и создания. Уходит в прошлое время, когда можно было учитывать только намерения человека и игнорировать системные потребности биологических систем.
Глобальные вызовы: в поисках «срединного пути»
Ошеломляющий характер глобальных вызовов может привести к тому, что государства и общественные организации могут зациклиться на их решении и упустить возможные последствия выбираемых мер. Каждая группа вызовов несёт в себе скрытый риск чрезмерного ответа, порождающего дополнительные угрозы. Эти ответы могут сложиться либо в избыточно «вертикальной» логике (когда доминирующие элиты пытаются навязать «единственно верный» вариант ответа), либо в избыточно «горизонтальной» логике (когда делается попытка учесть запросы всех ключевых групп — но при этом не находится решения как такового).
Форсайт “Столетний горизонт” прошел на интенсиве Архипелаг 2121 в июле 2021 года.
Источник: Яндекс Дзен